«Безумная Грета» - одно из самых фантасмогоричных живописных полотен Питера Брейгеля Старшего, до сих пор вызывающее немало споров в художественной среде. Одни уличают автора в плагиате, позаимствовавшего у Босха его вычурных персонажей, другие - объявляют Брейгеля чуть ли не первым сюрреалистом. Однако и те и другие абсолютно согласны с тем, что это произведение является одним из самых ужасающих картин нидерландского мастера. При всей своей фантастичности оно наполнено трагизмом реальной, современной художнику жизни.
Питер Брейгель (Старший.) Безумная Грета, 1563г
Название «Безумная Грета» было известно задолго до того, как обнаружили саму картину: оно упоминается у фламандского художника и литератора Карела ван Мандера в его «Книге о художниках» 1604 года. Ван Мандер пишет про «Сумасшедшую, которая влечет добычу для ада; взгляд у нее блуждающий, и одета она очень странно». Во времена ван Мандера картина Брейгеля находилась в коллекции императора Рудольфа II в Праге, но неизвестно ни как она туда попала, ни как исчезла оттуда. В конце XIX века «Грета» снова была обнаружена, и сейчас ее можно увидеть в собрании Музея Майера ван ден Берга в Антверпене.
В левом нижнем углу картины после реставрации 2017–2018 годов была обнаружена подпись художника и год написания «Безумной Греты»: 1563-й.
Для Питера Брейгеля, которому тогда было за тридцать или под сорок (точной даты рождения мы не знаем), это очень важный год: он женится на дочери своего учителя Кука ван Альста и меняет окружение, переезжая из торгового Антверпена в аристократический Брюссель, где тогда был двор Маргариты Пармской — наместницы Нидерландов, поставленной испанским королем Филиппом II.
Таким образом, «Безумная Грета» — либо одна из последних картин, написанных на старом месте для прежних заказчиков, либо, наоборот, одна из первых работ, написанных в Брюсселе для новых клиентов.
Притча о Безумной Грете
Притча о Безумной Грете, предпринявшей воинственный поход в Ад за своей сковородкой, была весьма популярна в Нидерландах в 16 столетии. Свидетельством этому является множество народных пословиц и поговорок, дошедших до нашего времени: «похитить сковороду из ада», «быть в своих латах», «взять судьбу в железные рукавицы» и «ринуться в преисподнюю со шпагой наголо».
Вкратце эта притча гласит, что однажды бедная пожилая женщина, доведенная до полного отчаяния нищетой и разрухой, которую принесла в ее дом война, решила объявить сама войну своей судьбе. А судьба у женщины была действительно незавидная… Пьющий муж, бросивший ее смолоду с кучей малых детишек на руках. Затем, как удар судьбы, она приняла и гибель одного за другим — своих детей, которые сражались с захватчиками-испанцами.
Давид Тенирс. Безумная Грета, 1640-е
Так, в слезах и нужде прошла ее безрадостная жизнь, пока одна бытовая, казалось бы, совсем незначительная ситуация окончательно не вывела ее из себя. Однажды Грета по утру не смогла найти сковороду, чтобы приготовить себе еду. И тут, все накопившееся в ее душе за многие годы, прорвалось наружу. Женщина решила вернуть себе не только сковороду, которую по всей видимости украли, но и все то, что недодала ей жизнь.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Не на шутку разозлившаяся Грета, решительно облачившись в латы, вооружившись тем, что было под рукой, ринулась в преисподнюю. Она как-то слышала в церкви проповедь, что там черти поджаривают на больших сковородах грешников. Решимости Грете было не занимать! Вооруженную старуху в латах не пугали ни картины страшных сражений — в жизни она навидалась всякого, ни ужасные рожи демонов — ее пьяный муж когда-то выглядел не лучше! Она высматривала лишь сковороду для жарки грешников, а когда увидела, то силой отобрала у чертей и, завладев столь желанным трофеем, победоносно отправилась обратно. Однако, поход в Ад не прошел даром — по возвращении женщина лишилась остатков разума. Таков печальный финал этой старинной притчи.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Нужно отметить, что сами голландцы всегда к поступку Греты относились с иронией, называли воинственную женщину ведьмой, мегерой, злым привидением, но все же искренне сочувствовали и даже гордились ее решительностью.
Трактовка Брейгеля
Однако совершенно иную историю мы видим на картине нидерландского мастера... Брейгель не был бы Брейгелем, если бы не внес в свое произведение собственную трактовку.
Осознание неизбежности судьбы и времени, чувство огромного мироздания и понимание истинного места человека в нем, сделали Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Основная идея картины заключена в том, чтобы вызвать чувство отвращения не столь к мистическим существам, населяющим Ад, а скорее к безумию людей, которые утратили контроль над своими действиями.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Идея написания этого произведения возникла у Брейгеля в те самые времена, когда разгоревшийся военный конфликт между Испанией и подчиненной ей Фландрией (территория современной Бельгии и Нидерландов), достиг своего апогея. Террор, чинимый испанцами на захваченных землях, достиг наивысшего предела.
Название картины также имеет некий символизм. В те времена Большой Гретой была названа большая пушка, поэтому стоит предположить, что Брейгель использовал ее как аллегорию на мотивы войны, которая охватила его страну. В подтверждение всему этому мы видим полуразрушенные стены крепости, пылающее зарево пожара и отряд рыцарей, вооруженных целым арсеналом оружия.
Разнообразие различных строений и предметов на картине, людей и фантастических существ, пожара и всецело атмосфера безумия создают у зрителя ощущение трагизма и драмы. Использовав образ одержимой Греты, художник сумел передать устрашающую силу безумной всеразрушающей энергии. Таким образом, Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, которая в косвенной форме отражала конкретный военный конфликт меж государствами. В картине в целом очень много намеков на реальную войну того времени, тюрьму, присутствие вражеских войск.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Персонажи
Отойдя от классической манеры передачи атмосферы хаоса и ада, где главными персонажами всегда являлась всякая нечисть, художник изобразил самих людей с их пороками, используя аллегории и метафоры. Так, красное зарево, полыхающее на горизонте, и нашествие многочисленных монстров однозначно говорит о том, что действие происходит в Аду. В центре изображена пожилая женщина в латах и шлеме – это и есть безумная Грета, известный персонаж фламандского фольклора.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Поскольку образ сумасшедшей женщины, с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом, выполнен автором настолько убедительно, то у зрителя не возникает даже сомнений в том, что главная героиня действительно одержима и безумна. Вооруженная мечом, она стремительно бежит прямо в саму пасть Сатаны, который уже с нескрываемым испугом смотрит на нее. Художник наделил отчаявшуюся Грету порочными чертами: безумством, алчностью и агрессией. При чем желание вернуть свое и недоданное ей жизнью, овладевает женщиной до такой степени, что она решается ограбить само пекло Ада, где черти поджаривают грешников на сковородках. И это притом, что ее руки уже заняты добытыми трофеями.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
Прямо за спиной бегущей Греты зритель четко может рассмотреть на картине толпу дерущихся женщин. Что же произошло на мосту такого, что вызвало бурный конфликт? Если перевести взгляд выше, то увидим существо, которое спровоцировало данный инцидент.
Безумная Грета. Фрагмент. (Ведьма сидя на крыше горящего каменного дома, черпаком на длинной рукоятке выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз, в толпу мелких женских фигурок...)
Многие искусствоведы трактуют ее как ведьму: фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. Это двуполое существо с телом женщины и мужской головой. Ведьма сидит на крыше горящего, каменного дома... Сзади платье откинуто, обнажая зад с большим отверстием, сквозь которое виднеется груда монет. Правой рукой черпаком на длинной рукоятке она выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз, в толпу мелких женских фигурок, представленных в бурном движении. Мы отчетливо видим, как одни женщины на мосту отчаянно мутузят кулаками и палками обитателей ада и пытаются сбросить в реку. Другие же пытаются вынести из горящего дома мешки с добром. Третьи пытаются ловить падающие монеты с «неба».
Безумная Грета». Фрагмент (Женщины, отчаянно мутузящие кулаками монстров)
Одним словом, полнейший хаос и неразбериха в действиях, но символика вполне понятна: в аду приходится расплачиваться сторицей за неправедно нажитые земные богатства.
Как нельзя кстати по этому поводу можно привести нидерландскую пословицу, отвечающую духу картины Брейгеля: «Одна женщина производит шум, две – кучу неприятностей, три – ежегодный рынок, четыре – ссору, пять – армию, а против шести у самого Дьявола нет оружия».
Любопытно, что мужчин на картине мало и они в основном выполняют пассивную роль, например, отряд рыцарей, укрывшийся под мостом. Тут у Брейгеля прямой намек на партизанскую войну, разгоревшуюся в тылу испанских вражеских войск.
Однако, подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что по большому счету символический смысл, который вложил Брейгель в эту фантастическую композицию, однозначно истолковать совсем непросто. Здесь и олицетворение зла, и воплощение порочности человеческих страстей, и даже аллегорическое изображение ереси. Но как бы там ни было, на своем полотне, выполненном в беспокойно красно-коричневых красках, Брейгель превосходно сумел передать устрашающую силу энергии разрушения, которая постоянно нависает над миром в качестве войн, конфликтов, противоборства и вражды.
Питер Брейгель (Старший). Безумная Грета. Фрагмент
В частности, в образе Греты художник задумал показать бесстрашие фламандцев, которое граничит с безумием. Ведь для того, чтобы выступить против всемогущего императора, надо было в действительности лишиться рассудка, настолько силы были не равными. Ведь не зря у классика есть такие слова: «Безумству храбрых поем мы песню». И как показала история всех войн, в этом есть большая истина, несмотря на всю свою кажущуюся абсурдность.
Заключение
Шедевр Брейгеля «Безумная Грета» после его написания некоторое время входил в коллекцию картин императора Священной Римской империи Рудольфа II. В 1648 году полотно было вывезено шведскими войсками, и появилось в Стокгольме в 1800-м. Почти спустя столетие, коллекционер предметов искусства Фриц Майер ван ден Берг обнаружил его на аукционе в Кёльне и приобрёл за сущие копейки. Через несколько дней он к своему удивлению выяснил имя автора. С тех пор эта картина входит в собрание Музея Майера ван ден Берга в Антверпене.
Питер Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Но его творчество живет и по сей день, и даже современный человек, спустя четыре с половиной века, прочитав описание картины «Безумная Грета», прекрасно поймет те чувства и эмоции, о которых пытался поведать через свое творчество потомкам и современникам нидерландский художник.