Архитектор и художник Николай Сукоян – автор Новой Третьяковки и ряда известных зданий Москвы - RadioVan.fm

Онлайн

Архитектор и художник Николай Сукоян – автор Новой Третьяковки и ряда известных зданий Москвы

2021-09-12 20:03 , Немного О..., 580

Архитектор и художник Николай Сукоян – автор Новой Третьяковки и ряда известных зданий Москвы

Николай Петрович Сукоян – заслуженный архитектор России, почётный член Российской Академии архитектуры и строительных наук и Международной Академии архитектуры (московское отделение), почётный строитель Москвы, член Московского Союза художников, живописец, участник Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями, в том числе «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина».

Николай Сукоян. Автопортрет, 1945г

Николай Сукоян родился 12 сентября 1915 года в Батуми в семье армян — беженцев из Ардвина (город в области Тайк Западной Армении).

В 1937-1943 и в 1946-1954 учился и работал в Московском архитектурном институте. Начал преподавать во времена Второй мировой войны – до самого ухода на фронт, являясь ассистентом профессоров М.О.Барща и В.Ф.Кринского. По возвращении из армии продолжил преподавательскую деятельность, в то же время обучаясь в аспирантуре и занимаясь практическим проектированием. С 1947 года Сукоян – один из ближайших помощников академика архитектуры И.В.Жолтовского в его мастерской - школе.

В мастерской И.В. Жолтовского. Слева - направо П. Скокан, Н. Сукоян, В. Воскресенский, Г. Лебедев, Г. Михайловская

Этот период отмечен реализацией наиболее интересных проектов в Москве: Сукоян является автором Дворца Советов, Пантеона, Бородинской панорамы, серии проектов крупнопанельных жилых домов, Дома Союзов, Дворца пионеров, зданий кинотеатров «Победа», «Слава», «Буревестник» и множества других архитектурных сооружений. А его известный проект каркасно-панельного дома сыграл значительную роль в становлении индустриального домостроения в Москве в 50-60е гг.

Сукоян также известен своей работой над проектом реконструкции площади Красных Ворот в Москве, театров «На Покровке» и «Модерн».

Однако самым значимым из всех проектов архитектора-армянина стала проектировка и строительство в составе группы архитекторов комплекса здания Государственной Третьяковской галереи и Центрального Дома художников на Крымском валу.

План Новой Третьяковки – одной из самых грандиозных построек советского модернизма — был утвержден в 1964 году, а строительство было завершено в 80-ых годах прошлого столетия. Проект вместе с Николаем Сукояном составил архитектор Юрий Шевердяев.

Этот комплекс - один из крупнейших музейно-выставочных центров России и мира. Экспозиционные залы занимают 25 тысяч квадратных метров из общей площади 54 тысячи кв.м. Залы одновременно могут принять 9 тысяч посетителей. Особое внимание уделено быстрой, легко-осуществляемой трансформации экспозиций при помощи специальных инженерных решений подвесного потолка и прикреплённых к нему подвесных стендов. Особо важным является создание оптимальной, комфортной обстановки в выставочных залах. Мир картин - вот тема, вокруг которой строится вся внутренняя жизнь комплекса. Ясность и простота отличают внешний образ здания. Его выразительность основана на контрасте лёгкого, прозрачного пространства двухъярусной колоннады и монументального объёма верхней части. Ясность и чёткость простого объёма здания на фоне изумрудной зелени газонов Парка искусств связывают его архитектуру с традициями русского зодчества. Комплекс Государственной Третьяковской галереи и Центрального Дома Художника на Крымской набережной вошёл в ансамбль центра российской столицы, как один из важнейших её компонентов.

Центральный дом художника

В 2019 году дочь архитектора Вероника Сукоян подарила Третьяковке архив отца. В общей сложности Третьяковка получила более тысячи документов: чертежи, рисунки, эскизы, наброски, официальные бумаги и фотографии. Около 120 из них стали экспонатами выставки «Новая Третьяковка. Начало. Дар Вероники Николаевны Сукоян». Именно благодаря усилиям дочери Сукояна еще при его жизни здание Новой Третьяковки не было снесено.

С 1952 по 2005 год Николай Петрович - автор многочисленных публикаций о творчестве И.В.Жолтовского, зарубежном и отечественном опыте строительства, в том числе музейном и выставочном. Он является лауреатом международного фестиваля «Зодчество 2001» за цикл очерков о Жолтовском (1 премия).

Н.П.Сукоян неоднократно участвовал в монументально - декоративных работах в архитектуре, начиная со студенческих времён: росписи и сграфитто в клубе-столовой текстильной фабрики в Ташкенте, роспись плафона в одной из квартир «дома Жолтовского» на Смоленской площади; по его эскизам и при его непосредственном участии выполнены в 50-х годах росписи в московских кинотеатрах «Слава» и «Буревестник», барельеф на фронтоне Зооветеринарного института во Львове. Также Сукоян является автором проекта декоративных скульптур для комплекса ГТГ - ЦДХ на Крымской набережной совместно с архитектором Ю.Шевердяевым, художником А.Васнецовым, скульпторами Т.Соколовой и А.Пологовой, однако эта задумка так и не была осуществлена.

Николай Сукоян - постоянный участник художественных выставок с 1950 года. Персональные выставки живописи и графики состоялись в Москве: 1965 - Моспроект-1; 1970 - Институт теории и истории архитектуры; 1985 - Моспроект-2; 2000 - Центральный Дом Архитектора; 2005 - настоящая выставка в Центральном Доме Художника.

Николай Сукоян работал жанрах пейзажа, архитектурного пейзажа, портрета, натюрморта, в техниках рисунка, акварели, темперы, масла. Его основные темы: Армения, Грузия, Италия, Франция, Англия, Греция, пушкинские места – все не перечислить.

Ведь живопись для Н.Сукояна - не ремесло, подчинённое задачам архитектуры, не заполнение досуга, а вторая профессия. Его живопись впечатляет своей профессиональной серьёзностью и своеобразной, в большинстве случаев, довольно суровой красотой.

Это - не беглые натурные этюды, а крепко скомпонованные картины, всякий раз обладающие собственной впечатляющей образностью. Его произведениям, при почти постоянной внешней сдержанности, безлюдии пейзажей и архитектуры, «застылости» поз в портретах и моделях, свойственна выразительная образность, сильная внутренняя эмоциональность и экспрессивность.

Сегодня произведения Н.П.Сукояна находятся в собраниях ГНИМА им. А.В.Щусева, музея МАРХИ, МОСХа, СХ России, в личных коллекциях.

Архитектора не стало 27 декабря 2009 года в Москве на 95 году жизни.

В публикации использованы материалы museum.ru.

Лента

Рекомендуем посмотреть