На правом берегу Роны, в провансальском городе Арль, в одном из домов обнаружили множество фрагментов настенных древнеримских росписей I века до нашей эры, пишет guardian.
С момента начала раскопок в апреле специалисты собрали уже 800 ящиков с фрагментами настенных росписей, часть из которых извлечена из раскопанных стен здания, часть найдена в руинах.
Первые изображения демонстрируются на временной выставке в музее Арля, но эксперты говорят, что для того, чтобы собрать все фрески, занимающие более 220 квадратных метров, придется работать как минимум до 2023 года.
Фрагменты, некоторые из которых были размером чуть больше ногтя, были промыты, промаркированы и помещены в ящики для изучения один за другим, чтобы увидеть, как они могут вписаться в общую картину. К настоящему времени специалисты потратили в общей сложности 1800 часов на перебор деталей.
«По нашим оценкам, у нас уходит один день на каждый случай, поэтому на изучение всех их требуется около 1000 дней», — сказал Жюльен Буазлев, эксперт по старинным настенным росписям. «Это в точности как пазл… за исключением, конечно, того, что у нас нет оригинальной модели, над которой можно было бы работать, или всех частей, что означает, что это кропотливая работа. Это серьезная задача, но нам повезло, что у нас есть большое количество предметов декора хорошего качества, что бывает редко».
Дом арфиста был построен между 70 и 50 годами до нашей эры итальянскими мастерами вокруг центрального атриума с большим бассейном для сбора дождевой воды для домашнего хозяйства.
Считалось, что менее чем через 20 лет он был намеренно разрушен, а на его месте построили новое здание, сохранившее произведения искусства. В последующие периоды на этом месте были построены три дома. Первые раскопки прошли в 2013 году.
«К тому времени это место было заброшено около 30 лет, но нам было любопытно узнать, были ли там более древние постройки», — сказала Мари-Пьер Ротэ, археолог из музея Арля.
Камера, исследовавшая подвалы более чем в метре под существующим зданием, обнаружила Дом арфиста, названный в честь фигуры на одной из первых реконструируемых фресок.
«Мы увидели стены и замечательные картины, это было так захватывающе. У нас есть много находок этого периода, кроме картин. Они были чистыми и в замечательном состоянии сохранности, а цвета все еще были яркими», — добавил Ротэ.
Стены одной из комнат виллы, кажется, были покрыты галереей больших фигур, включая арфистку и пьедесталы, и выделялись на ярко-красном фоне.
Эксперты говорят, что подобные крупномасштабные изображения фигур, которые называются мегалографией, были обнаружены в Италии, но не были известны во Франции. Разнообразие и исключительное качество украшений дает уникальное представление о позднеримских декоративных стилях.