Он смог уловить многогранность француженки и обессмертить ее: любимые модели Анри Тулуз-Лотрека – лица Прекрасной эпохи (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

Он смог уловить многогранность француженки и обессмертить ее: любимые модели Анри Тулуз-Лотрека – лица Прекрасной эпохи (часть 1)

2021-09-09 21:21 , Минутка истории, 196

Он смог уловить многогранность француженки и обессмертить ее: любимые модели Анри Тулуз-Лотрека – лица Прекрасной эпохи (часть 1)

Анри де Тулуз-Лотрек считается одним из самых авангардных художников Франции конца XIX века. Мастер плаката, принесшего всемирную славу кабаре Монмартра, он также был непревзойденным портретистом. Женщины всегда находились в центре его творчества: от уличных проституток до близких подруг, от любовниц до актрис и певиц — все они оживают на его холстах век спустя. Тулуз-Лотрек смог уловить многогранность француженки конца века и обессмертить ее.

Анри де Тулуз-Лотрек. Автопортрет перед зеркалом, 1883г

Адель Тапье де Селейран

Первой и главной женщиной в жизни художника была вовсе не кокотка с Монмартра, а его мать. Графиня Адель Тапье де Селейран была нежной, утонченной женщиной, которая очень любила сына. Ее муж, граф Альфонс де Тулуз-Лотрек-Монфа, приходившийся ей кузеном, больше внимания уделял охоте, нежели жене, был груб и часто изменял ей, поэтому после развода вся любовь Адель доставалась ее обожаемому сыну, которого семья звала «Маленькое сокровище».

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет графини Адель де Тулуз-Лотрек, 1887г

Графиня де Селейран тяжело переживала болезни юного Анри и всегда была с ним очень близка, поэтому горячо поддерживала (в отличие от графа Альфонса) его учебу живописи в ателье Фернана Кормона, позволявшую юноше отвлечься от своих физических недостатков. Именно Адель стала одной из первых моделей художника и, без сомнения, самой любящей женщиной в его жизни.

Анри де Тулуз-Лотрек. Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек, за завтраком, 1883г

На многочисленных портретах она почти всегда предстает читающей, погруженной в размышления или неспешно завтракающей. Это спокойные портреты, наполненные домашним уютом, чего, вероятно, так не хватало молодому Тулуз-Лотреку.

Кармен Годен

Перебравшись в Париж, молодой художник с головой окунается в блеск и нищету Монмартра. Одной из первых его моделей этого периода становится Кармен Годен, прачка по профессии. В 1884 году, когда Тулуз-Лотрек отправился на обед со своим сокурсником по ателье Кормона Анри Рашу, они встретили молодую женщину, которая сразу же понравилась художнику. Соблазненный ее естественностью, беззаботностью, красотой уставшего от работы тела и сияющими рыжими волосами, Тулуз-Лотрек создал пятнадцать рисунков и картин, для которых позировала Кармен.

Анри де Тулуз-Лотрек. Кармен Годена, 1885г

Анри де Тулуз-Лотрек. Кармен Годена, 1885г

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Кармен Годена, 1884г

На портрете 1884−1885 года Лотрек создал вдохновленную реалистическим искусством историю, отчасти подобную мрачным изображениям людей рабочего класса. Бледные черты лица Кармен озаряются источником света, к которому она поворачивается, и тени падают на ее лицо. Модель скромно одета в темную, простую одежду, с которой контрастируют пылающие волосы Кармен и ее красные губы.

Ла Гулю

Одной из женщин, поразивших Тулуз-Лотрека на Монмартре, стала Ла Гулю. Ла Гулю («Обжора»), урожденная Луиза Вебер, была деревенской прачкой, которая, однако, имела большие амбиции и прославилась на весь Париж танцем канкан, который она и изобрела.

Ла Гулю. 1895.г

Прозванная обжорой за свой ненасытный аппетит как к жизни, так и к еде (иногда после представления она подходила к столикам кабаре, доедала оставшуюся от гостей еду и опустошала их бокалы), она настойчиво добивалась славы, танцуя в прозрачных муслиновых панталонах, позируя почти обнаженной на рекламных фотографиях и плакатах и создавая себе репутацию самой порочной и самой желанной женщины Монмартра.

Анри Тулуз-Лотрек. Мулен Руж. Ла Гулю, 1891г. Художественный музей Индианаполиса, США

Ее образ для выступления в кабаре составляли платье с глубоким вырезом, пышная прическа и колье из черной ленты. Внешний вид Ла Гулю был настолько узнаваем, что на самых известных своих афишах Тулуз-Лотрек мог даже не изображать ее анфас, достаточно было лишь ее силуэта или профиля. Эта особенность свидетельствует о глубоком влиянии японских гравюр на дереве укиё-э, на которых персонажи часто идентифицируются по жестам, прическам или аксессуарам, а не по традиционному портретному сходству.

Анри Тулуз-Лотрек. В Мулен Руж. Ла Гулю с ее сестрой, 1892г. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), США

На одном из самых известных портретов Ла Гулю изображена в «Мулен Руж» — легендарном кабаре на Монмартре, которое часто посещал Тулуз-Лотрек. Справа от нее стоит ее сестра, а слева — любовник. Художник часто изображал ее в своей дерзкой манере, одновременно до непристойности откровенной и сочувствующей. Неглубокое пространство, смелые контуры и сглаженные формы отражают не только живописные приемы гравюр укиё-э, но и влияние Эдгара Дега, которым Тулуз-Лотрек восхищался.

Анри де Тулуз-Лотрек. Ла Гулю в Мулен Руж, 1892г

Художник считал этот портрет лучшей из своих картин о жизни кабаре и выставлял ее четыре раза в тот год, когда она была завершена.

Продолжение следует…

По материалам arthive.

Лента

Рекомендуем посмотреть