В январе 1882 года в личной жизни великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского произошло знаменательное событие — он второй раз женился. Его избранницей стала вдова, двадцати шести лет от роду, Анна Никитична Бурназян-Саркисова. Этот брак стал большим счастьем в жизни художника. Ему было тогда уже 64 года, но зрелость маэстро и готовность к браку молодой женщины послужили хорошим основанием для отношений, наполненных нежностью и пониманием. Они оба смотрели в одну сторону.
Портрет Анны Никитичны Бурназян-Саркисовой, 1882 год. Из собрания Феодосийской картинной галереи
К моменту свадьбы они знакомы уже год — в 1881-м Иван Константинович писал ее портрет и, похоже, был покорен красотой, тактом и нежностью молодой женщины. Между ними завязалась дружба, вскоре завершившаяся бракосочетанием.
Венчание состоялось в Симферополе — в армянской Успенской церкви. Таинство совершил настоятель храма Авксентий Хопчанчиянц.
Вторая женитьба на армянке, по признанию самого Ивана Константиновича, принесла не только спокойную жизнь, но сделала его «ближе к своей нации». «Сие случилось Божией милостью, и я сердечно благодарствую за поздравления», — писал он в ответном письме одному из знакомых в Константинополь в том же году.
Анна стала его истинной Музой и подругой. Они неразлучны во время путешествий, связанных с организацией выставок в России, Европе и Америке. Анна была не только хранительницей очага, но и первой помощницей и советчицей маэстро. В отцовской семье Анна получила традиционное армянское воспитание, поэтому беседы об истории и культуре Армении были частыми на досуге у супругов.
Анна Никитична молода, и художник, разумеется, наполнился новой креативной энергией. Эта женитьба усилила творческий поток его живописи, обратила Айвазовского в сторону армянской темы. В своих произведениях мастер часто обращается к армянскому быту и жизни армян. Так, в год своей женитьбы, он пишет картины «Долина горы Арарат» и «Караван верблюдов», а также целый ряд набросков и готовых пейзажей Армении.
В этом же году он создает новый портрет Анны Никитичны — он хранится в Феодосийской картинной галерее. Это изящный женский образ, полный душевного тепла. Взгляд молодой женщины направлен на зрителя. Супруга мариниста изображена по пояс, в национальном армянском платье, с прозрачной шёлковой косынкой на голове.
Плат, прикрывающий голову и часть лица, не помешал художнику воспроизвести ее нежные, прекрасные черты. Взгляд ее темных ласковых глаз — живой и выразительный, что придает особую привлекательность образу.
И.К. Айвазовский. «Сбор фруктов в Крыму», 1882 год. Из собрания Феодосийской картинной галереи
Исследователи отмечают, что портрет Анны Саркисовой имеет и обобщенные черты, приближая героиню к тому, как Айвазовский воспринимает женственность. Анна Никитична вдохновляет художника к созданию программного реалистичного портрета молодой армянской женщины, ставшего шедевром национальной портретной живописи.
Еще одна картина, на которой можно узнать Анну Никитичну, — сюжетная. Это «Сбор фруктов в Крыму». Стоя на двухколесной арбе, женщина собирает виноград. Сидящий в арбе юноша держит корзину и внимательно смотрит на госпожу. Освещенная солнечными лучами фигура молодой красавицы выписана на фоне зелени и цветов.
Подробно и точно изображает Айвазовский головы буйволов и арбу, фигуру юноши и окружающие предметы, но акцент делает на фигуре женщины в белом, что невольно побуждает насмотренного зрителя вспомнить «Итальянский полдень» Брюллова.
На этом полотне Анна Никитична символизирует заслуженную радость и полноту жизни, пришедшую к художнику спустя годы испытаний.
По материалам книги Минаса Саргсяна «Жизнь великого мариниста». Феодосия, Москва, Издательский дом «Коктебель», 2010 год.