Когда мы с благоговением смотрим на картины великих художников, нам даже не приходит в голову, что когда-то эти живописцы были несмышлёными учениками. А ведь кто-то их научил изобразительному искусству! И их учителями были ничуть не менее талантливые творцы, которые, тем не менее, оказались в тени славы своих учеников.
Андреа дель Верроккьо – учитель Леонардо Да Винчи
Андреа дель Верроккьо происходил из богатой семьи и получил образование как ювелир, однако занимался живописью, скульптурой и архитектурой. Его юность была омрачена случайным убийством сверстника, и его первой, правда, не сохранившейся, живописной работой был портрет погибшего юноши.
Впрочем, в истории Верроккьо остался как скульптор. Самая ранняя из известных его работ – бронзовая статуя Давида. Утонченный, почти женственный, слегка нарциссичный юный победитель предстает перед зрителями с торжествующей улыбкой.
Андреа дель Верроккьо. Давид, 1476г
Верроккьо одним из первых начал создавать статуи, которые сохраняли выразительность с любого ракурса. Верроккьо и его мастерская выполняли работы как для католической церкви, так и для светских заказчиков. Нежные ангелы и лиричные Мадонны соседствуют здесь с суровыми кондотьерами и блистательными представителями семейства Медичи.
Андреа дель Верроккьо. Бюст Джулиано Медичи. 1475–1478гг
Верроккьо стал одним из провозвестников Ренессанса, соединял в своих работах античную чувственность и средневековый спиритуализм. Он не завел собственной семьи, отдавая все силы искусству и педагогике. Мастер много и талантливо преподавал, воспитав целое поколение мастеров Возрождения. В его мастерской постоянно велись жаркие споры о живописи, цвете, символике изображения.
Андреа дель Верроккьо. Мадонна с Младенцем. 1470, мастерская Верроккьо
Самым знаменитым учеником Верроккьо был Леонардо да Винчи. По легенде, именно он позировал учителю для статуи Давида, на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Молодой Леонардо принимал участие при создании некоторых работ учителя – как подмастерье. Известно, что Леонардо написал образ ангела для картины Верроккьо «Крещение Христа».
Андреа дель Верроккьо. Крещение Христа. Ок. 1475, Галерея Уффици, Флоренция
Сохранившиеся рисунки Верроккьо однозначно указывают на то, что мастерство владения серебряным карандашом великий Леонардо унаследовал именно от него.
Андреа дель Верроккьо. Голова женщины, эскиз для нимфы Венеры. 1475 г
Среди других не менее знаменитых ученика Вероккьо – Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди.
Пьетро Перуджино – учитель Рафаэля
Пьетро Перуджино. Автопортрет, 1497—1500
В отличие от своих коллег, Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи) родился в бедной семье и всю свою юности провел едва ли не в нищете. Однако это не помешало ему снискать славу и богатство, которым он был совершенно неспособен распорядиться – ходили слухи, что всю жизнь он спал в сундуке, хотя и мог позволить себе более пристойное ложе.
Пьетро Перуджино. Пьета, 1494—1495гг. Галерея Уффици, Флоренция
Сам Перуджино учился все у того же Верроккьо, а затем побывал в ученичестве у самого Леонардо да Винчи. Вместе с Гирландайо и Боттичелли участвовал в работе над росписями Сикстинской капеллы. Его фреска «Вручение ключей святому Петру» демонстрирует виртуозное владение перспективой и отличается реалистичностью типажей, мимики и жестикуляции персонажей. В то же время Перуджино – мастер лирических образов. Его нежные золотоглазые святые и Мадонны взирают на зрителей с мягким укором.
Пьетро Перуджино. Мадонна на троне с младенцем и двумя святыми. Лувр. Париж
Перуджино возглавлял большую мастерскую, но самым его прославленным – и, вероятно, самым любимым – учеником был Рафаэль. Перуджино было суждено пережить своего ученика на четыре года. Ему выпала нелегкая, хотя и благородная, участь – завершить работы Рафаэля для церкви в Перудже.
Фреска Рафаэля и Перуджино в капелле Сан Северо в Перудже
Как пишет писатель и путешественник Генри Мортон: «Интересно, есть ли еще где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя?».
Интересно, что Джорджо Вазари дважды упомянул об этом произведении. В «Жизнеописании Пьетро Перуджино, живописца» он пишет: «Будучи уже старым, он уехал из Флоренции в Перуджу, где выполнил несколько работ фреской в Сан Северо, монастыре камальдульского ордена; в этой обители написал несколько фигур и молодой Рафаэль Урбинский, его ученик, о чем будет рассказано в его жизнеописании».
Открываем «Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора» и читаем:
«После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу… В Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена…, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами».
Надо сказать, что Вазари недолюбливал Перуджино и боготворил Рафаэля. Немного найдется произведений, которые удостоились бы двойного упоминания у Вазари и комментария Генри Мортона!