Весной 1967 года на советские экраны вышел приключенческий фильм «Неуловимые мстители». Картину ждал успех — ее посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей. И сегодня этот фильм, ставший культовым, вызывает немалый интерес. Замечательный актерский состав, искусно выстроенный сюжет, музыка, юмор — все сплелось в нем воедино.
Эдмонд Кеосаян в своем фильме «Новые приключения неуловимых»
Приключения «красных дьяволят» — четверки юных бойцов Валерки, Яшки-цыгана, Даньки и его сестры Ксанки — были перенесены на экран режиссером Эдмондом Кеосаяном. Это — вторая экранизация повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Первую поставил Иван Перестиани в 1923-м.
1937 год. За тридцать лет до успеха «Неуловимых мстителей», мать Эдмонда Кеосаяна вместе с тремя сыновьями пришла на последнее свидание со своим мужем. Гарегина Кесаяна арестовали по доносу. В том же году он, бывший офицер царской армии, был расстрелян.
В документальный фильм, посвященный Эдмонду Кеосаяну, «Не только „Неуловимые“» вошли кадры съемки 1989 года, на которых он рассказывает:
«Я часто приставал к матери с разговорами: „Расскажи про отца“, — и кое-чего она мне рассказывала. Ну, например. Рассказывала, что ей было дано единожды свидание. Она пришла в тюрьму с тремя сыновьями — с Рубеном, старшим, со Степаном и со мной. И отец вроде посмотрел, свидание было кротким… посмотрел на матушку, поцеловал Рубена, Степана, потом взял меня на руки, а мне было шесть месяцев, и сказал матери: „Вот что, милая, эти меня запомнят, взрослые, а этот вряд ли. Выйдешь замуж — обязательно, потому что тяжело будет одной поднимать. Выйди замуж — ему фамилию не меняй, потому что я уверен, — сказал он, — фамилия наша будет звучать. Это будет живым укором тем подлецам, которые ни за что меня разлучили с вами“».
Эдмонд Кеосаян
После семья Гарегина Кесаяна была сослана в Сибирь — в Алтайский край, деревню Вознесенка. (Отметим, что изначально фамилия семьи писалась без буквы «о», появилась она по ошибке при получении паспорта.)
Много позже — в 1988 году — Эдмонд Кеосаян снимет автобиографическую картину «Вознесение», назвав ее своей исповедью. В ней он возвращается к детству. Фильм Кеосаян посвятил русской женщине, которая помогла выжить его семье, — память о ней прошла через всю жизнь режиссера. В «Вознесении» Кеосаян рассказывает и о ссылке, и возвращении на родину. И, возможно, самое главное — о той памяти, которую они сохранили. В фильме на восьмидесятилетие Такуи Григорян съезжаются родственники и друзья. Но с особым нетерпением и ожиданием она ждет Нюру Худякову, приютившую ее семью.
Кадр из фильма «Вознесение». В главной роли — Лаура Геворкян
Семья Эдмонда Кеосаяна вернулась из ссылки только после войны, обосновавшись в Ереване. В 16 лет Эдмонд уехал в Москву и несколько раз неудачно пытался поступать во ВГИК. Чтобы не покидать столицу, он поступил в Московский экономический институт, в котором проучился в 1954-1956 годах. В 1956-м вернулся в Ереван и стал студентом актерского факультета Ереванского театрального института, в котором учился до 1958 года. Параллельно Эдмонд работал конферансье в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна. Затем все-таки смог поступить во ВГИК, который закончил в 1964 году, режиссерский курс Ефима Дзигана.
В режиссуре он дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на Международных кинофестивалях. В 1962 году его короткометражка «Лестница» получила Главный приз Международного кинофестиваля в Монте-Карло. Последовала работа на киностудии «Мосфильм». В 1965 году он снимает фильм «Стряпуха», где главные роли исполнили Владимир Высоцкий и Светлана Светличная.
После успеха «Неуловимых мстителей» Эдмонд Кеосаян снимает продолжение — «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Эпическое повествование с погонями и перестрелками режиссер соединяет с лиричностью образов своих главных героев. Даже отрицательные персонажи у него не такие отталкивающие, а подчас даже вызывающие симпатию.
В 1970-х годах Эдмонд Кеосаян работал на киностудии «Арменфильм». Там он обращается к армянской тематике. В 1972-м снимает комедию «Мужчины», в 1975-м — семейный фильм «Когда наступает сентябрь». В 1978-м выходит его историческая драма «Звезда надежды», снятая по мотивам романа Серо Ханзадяна «Мхитар Спарапет».
Кадр из фильма «Мужчины»
«Мужчины» и «Когда наступает сентябрь» проникнуты общей атмосферой доброты и тепла. «Мужчины» — это своего рода признание режиссера в любви к родине — ее традициям, культуре, природе и, самое главное, к людям, населяющим ее. Все они такие разные, удивительные и прекрасные. Кажется, что без них и не мыслим город Ереван, также любимый режиссером. В центре сюжета «Когда наступает сентябрь» не просто стоит, а возвышается Левон Погосян, объединяющий всех героев фильма, даря им улыбку и свет. В Москву, «населенную» своими проблемами, он привозит свет аштаркского солнца. А за его улыбкой скрывается боль от пережитого в годы страшной войны, оставившей след в каждой семье, память о ней.
Кадр из фильма «Когда наступает сентябрь»
В 1978 году снял фильм «Звезда надежды», рассказывавшем об освободительной войне армян в средние века. Далее им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления «Где-то плачет иволга», драма о жертвах сталинских репрессий «Вознесение». Кеосаян был соавтором сценариев многих своих фильмов.
В последние годы жизни Кеосаян собирался снять фильм о народном герое Андранике и фильм о Ереване, о своем поколении с рабочим названием «Городские ребята». Но не успел. Эдмонд Кеосаян был страстным курильщиком. Сначала он предпочитал недорогие папиросы и сигареты, а позже перешёл на курение трубки, и с ней не расставался. Когда у режиссера была обнаружена опухоль в горле, врачи оказались бессильны. Эдмонд Кеосаян умер от рака горла 19 апреля 1994 года в Москве.
В публикации использованы материалы armmuseum, kino-teatr.ru, vokrug.tv.