Тарон Мурадян – удивительный современный художник из Армении, творчество которого знают и любят во многих станах мира. Все его колоритные работы, насыщенные множеством деталей, вдохновлены национальной культурой, необычными образами и неуемной фантазией. Французские искусствоведы называют Тарона «восточным Босхом», с чем тот абсолютно не согласен, так как считает, что нельзя сравнивать художников друг с другом. Ибо каждый мастер уникален по-своему...
Картины Тарона Мурадяна, в которых он мастерски комбинирует цивилизации Востока и Запада, опираясь на исторические события и память о прошлом, вызывают искреннее восхищение, смешанное с чувством удивления. Невероятные сюжеты, фантастические персонажи, изумительная техника подачи и богатый колорит - все это создает театрально-балаганную бессмыслицу бытия с легкими нотками сарказма.
Но, невзирая на это, картины армянского художника, дарят позитивное настроение, несут в себе и частику юмора, и философские нотки, и некое сочетание сюрреализма с фэнтези. Именно поэтому они кажутся слегка сумасбродными. Впрочем, именно этим картины мастера и интересны зрителю.
Портреты странных всадников и наездниц, пилотов, моряков и путешественников, пышнотелых и худосочных дам, машинистов, управляющих фантастическим транспортом изображены в оригинальном стиле. Автор буквально уводит зрителя в свой безумный мир сюрреализма, в мир фантазий, в котором главную роль занимают вымышленные герои Средних веков.
В каждой работе Тарона видим главного персонажа, окруженного массой образов и мелких деталей. Это некая история, рассказанная художником, приправленная то добрым юмором, то сарказмом. Однако, к сожалению, даже очень внимательно рассмотрев то или иное произведение, не всегда понимаешь замысел художника. И в этой публикации мы попробуем пролить свет на то, о чем хочет сказать художник зрителю своей живописью. Но, для начала - о самом мастере.
О художнике
Тарон Мурадян родился в 1961 в столице Армении - Ереване, в семье несостоявшегося художника, который решил реализовать свою мечту через одного из двух своих сыновей. Не трудно догадаться, что его преемником стал герой нашей публикации. В детстве маленький Тарон был одержим скульптурой, любил он и рисовать. В их доме часто бывали художники, и вся атмосфера домашнего очага буквально была пропитана творческим духом. Ну и как тут было не задуматься о художественной карьере? Да и отец, видевший в сыне талант и призвание, настоял на том, чтобы сын получил прекрасное художественное образование.
«Мой отец, недоучившись в училище имени Терлемезяна, стал бизнесменом, но в душе остался художником на всю жизнь. Он великолепно умел делать копии. Мы с братом выросли в мастерских его друзей, московских и ленинградских музеях. Папа часто ездил в эти города по работе, и нас брал с собой. Наш дом был полон альбомов и каталогов.
Уходя на работу, он наказывал мне: “Перерисуй эту картину. Не успеешь, во двор не пойдешь”. И это было страшной угрозой – остаться без друзей и игр хотя бы на день. Поэтому выбора у меня не было: я сидел и копировал картины. Я рисовал, как и все дети, не проявляя особой тяги к творчеству... Хотя сейчас я могу сказать, что художником я стал во многом благодаря своему отцу"- говорит Тарон.
Подростком он учился в художественной школе, где постигал азы скульптуры. Затем поступил в Академию искусств Армении (1980-1984) на дизайнерское отделение После чего еще шесть лет провел в Художественно–театральном институте, окончив который уехал в Париж и жил там некоторое время. Именно в столице Франции Тарон состоялся как художник. "Знакомство" с французскими музеями и галереями запустили мощный процесс глубокого погружения в профессию, а затем и широкого признания.
Как-то владелица галереи, французская еврейка, увидев картины Тарона, сразу вывесила их у себя в салоне. На следующий день они были проданы, и художник тут же получил от нее предложение устроить персональную выставку. Чем, разумеется, начинающий художник и воспользовался.
А вернувшись в Ереван, Тарон уже занялся живописью вплотную. Он работал в мастерской друга, поскольку своей у него тогда еще не было. А полгода спустя состоялась его персоналка уже на родине. Все работы раскупили за два дня. Куратор сказала, что на ее памяти такое было впервые. С того дня окрыленный живописец занялся своей карьерой более чем всерьез.
Позже была знаковая для художника экспозиция в галерее “Мованс” (Gallery Mouvance) в Париже. С этой галереей он проработал восемнадцать лет. Сейчас его творчество представляет женевская галерея “Бель–Эйр Файн Арт” (Bel–Air Fine Art). Как и прежняя, она поставила условие: не сотрудничать с кем-либо еще. Однако на этот раз художник категорически заявил, что у себя на родине он будет работать с кем посчитает нужным. Женевским галеристам пришлось принять условие мастера, и теперь его картины можно видеть и в Армении.
К слову, на сегодняшний день картины Тарона Мурадяна успешно выставляются в крупных галереях Парижа, а также в Германии, Нидерландах, Швейцарии и в Соединенных Штатах Америки, а затем расходятся по коллекциям за солидные деньги.
Так о чем же говорит автор через свои картины зрителю...
Согласитесь, никто лучше самого автора не прольет свет на его творчество, а тем более такое неординарное как у Тарона Мурадяна. «В первую очередь я желаю изобразить сказочный мир, которого не существует в нашей жизни», - так художник всегда говорит в интервью журналистам.
Сюжеты картин и креативные ходы художника на ряду с восхищением вызывают у всех и множество вопросов, на которые хотелось бы получить как минимум неожиданные ответы. Однако в творчестве армянского живописца - всё куда проще. Тарон Мурадян дает зрителю уникальную возможность для самостоятельного открытия его миров, основанных на множестве знакомых персонажей, характеров и историй.
Сам же автор предпочитает не вмешиваться в процесс, как бы наблюдая за реакцией зрителя со стороны. Поэтому, когда на выставках зрители подходят к нему со своими предположениями насчет смысла его картин, он никогда никого не переубеждает. "Это очень приятно, когда люди придумывают свои истории сами", - говорит Тарон.
У художника также нередко спрашивают, где он черпает вдохновение для изображения персонажей своих картин, которые, как члены одной семьи, очень уж смахивают друг на друга, и производят двоякое впечатление: не то сказочных, не то мифологических, а не то театральных героев...
На это автор с улыбкой отвечает: "Честно говоря, я не думал об этом. Я всегда хотел изображать персонажей, не существующих в реальной жизни, однако в моих произведениях совершенно нет никакой философии. Названия тоже условны. Я не люблю заставлять зрителя приходить к каким-то выводам с помощью названия картины. Мне намного приятнее, когда люди сами делятся со мной своими впечатлениями. А мои образы – это люди, вроде Храброго Назара и умеют совершать подвиги, которые невозможны в реальной жизни".
"Никогда не пишу с натуры, все мои персонажи вымышленные, но, берущие начало из нашего народа. Мы нация Храбрых Назаров и Фаносов Неудачников. Смотришь иногда, стоит в героической позе, а на самом деле маленький и слабый человек. Дунешь – и улетит! Но фасон держит. Например, как в картине "Старик и море".
"У меня часто спрашивают: а почему они все верхом или на колесах? Что у них с ногами? Да, ничего, просто я таким образом отхожу от реальности. Или когда не получается хорошую ногу нарисовать, я злюсь и пририсовываю какую-нибудь подпорку или колесо," - говорит смеясь художник.
Вот, как говорится, и весь смысл, и вся философия! Тарон Мурадян и сейчас продолжает творить, удивляя зрителей не только сюжетами своих картин, но и потрясающим мастерством художника-сюрреалиста.
И в заключение для многих будет интересно узнать мнение художника о роли искусства в жизни современных людей: "Не думаю, что искусство может изменить что-либо в общественной жизни. Думаю, что единственная роль искусства в воспитании хорошего вкуса..." А сравнивая советское время и нынешнее художник с ноткой сожаления говорит: "... Когда в Союзе художников Армении проходили выставки, люди посещали их ежедневно, а сейчас приходят только на открытие, да и то только знакомые, друзья и родственники художника. Бытовые проблемы сегодня сильно отдалили людей от искусства".
И в этом, безусловно, есть огромная доля истины.