Геноцид армян в Османской империи – величайшая трагедия, счет жертв которой идет на миллионы. Писатели и художники, пережившие кровавые события начала XX века, стали активно освещать произошедшее в своем творчестве. Саркис Хачатурян был одним из первых, кто взялся за тему Геноцида и его последствий в живописи.
Саркис Хачатурян родился в городе Малатья в 1886 году. Образование получил в Академии художеств Рима, а затем в Школе декоративных искусств Парижа. Начало творческого пути мастера как раз пришлось на время гонений армян в Османской империи. В 1914 году он написал «Депортацию армян» – первую картину из цикла на тему Геноцида.
Саркис Хачатурян
Трагические события 1915 года Хачатуряну, в отличие от многих других представителей творческой интеллигенции, удалось пережить: он перебрался в Закавказье. В эти годы мастер создал ряд этюдов с изображением Еревана, а с приходом советской власти стал автором первых почтовых марок Республики. Художник часто обращался к теме родины: в его работах – живописные пейзажи, армянские церкви, Арарат, городские улочки и тихая сельская жизнь.
Вместе с тем Хачатурян продолжал свой цикл о трагических судьбах своего народа. С возникновением первых беженцев они стали появляться и на полотнах художника. «Армянские сироты в пустыне», «Армянские мигранты» – лишь малая часть работ, посвященных последствиям Геноцида. В 1924 году в Вене был выпущен альбом «Армения», куда вошли самые значимые произведения Хачатуряна. В издании его назвали «певцом армянской скорби».
Во второй половине 1920-х годов начался другой период в творчестве мастера: перебравшись в Париж, он обратился к кубизму. Новые работы художника оказались не менее успешными – его выставку посетили Анри Матисс и Пабло Пикассо, а меценат Галуст Гюльбенкян приобрел несколько работ армянского живописца.
Саркис Хачатурян «Сироты-мигранты». Из коллекции Национальной галереи Армении
В начале 1930-х Саркис Хачатурян по приглашению иранских властей отправился на Восток – реставрировать росписи эпохи Сефевидов в шахских дворцах. Художник не только выполнил свою работу, но и сделал копии этих изображений, которые впоследствии привез показать европейской публике. В 1934 году творец основал Музей армянского искусства в Новой Джуге.
Слава о мастерстве Хачатуряна донеслась до Индии, и в 1937-м он взялся за реставрацию и копирование исчезающих фресок в знаменитом храмовом комплексе Аджанта. В том же году художник боролся за культурное наследие Цейлона – работал над росписями древней крепости Сигирии.
Саркис Хачатурян «Армянские сироты в пустыне», 1920. Из коллекции Национальной галереи Армении
Сейчас, к сожалению, большинство фресок утеряно, но благодаря Хачатуряну сохранились их копии. Творец оставил порядка 500 работ, часть которых вдова Вава Хачатурян передала Национальной галерее Армении. «Живопись Саркиса Хачатуряна самобытна, в его работах ощущается влияние культуры всех стран, в которых ему довелось работать. И тем не менее он остается армянским художником, – отмечала старший научный сотрудник отдела графики Национальной галереи Армении Гоар Чеменян. – Хачатурян был весьма интересным колористом. Он был уверен, что корни его потрясающего чувства цвета кроются в его армянском происхождении, генетике».
Саркис Хачатурян «Армянки», 1916. Из коллекции Национальной галереи Армении
Саркис Хачатурян скончался в 1947 году в Париже от последствий малярии, которой он заболел в Индии. Через 30 лет прах талантливого художника перевезли в Ереван.
Заглавная иллюстрация: Саркис Хачатурян «Армянские мигранты». Из коллекции Национальной галереи Армении