Во всей армянской истории нет другого такого деятеля культуры, к образу которого обращались бы почти все поэты XX века. О Комитасе писали на протяжении всего столетия поэты всех стилей и направлений: от маленьких двустиший до грандиозных поэм – сказаний, легенд о его жизни и музыке. Не отставали от литераторов и художники: каждый армянский портретист рано или поздно писал портрет Комитаса – своего Комитаса, образ которого зависел от личного видения художника. Об одном из таких портретов сегодня мы и решили рассказать.
Картина Саргиса Мурадяна (1927-2007) «Комитас. Последняя ночь», безусловно, знакома каждому армянину. Знакома и дорога. К тому же она стала одной из первых картин, которая нарушила долгое молчание о Геноциде армян и стала судьбоносной с точки зрения дальнейшей деятельности самого художника.
Саргис Мурадян. «Комитас. Последняя ночь», 1956 год
Саргис Мурадян родился в 1927 году в семье беженцев из Западной Армении, которые затем обосновались в Ереване. И поскольку он родился в такой семье и слышал множество историй, патриотическая тематика и тема Геноцида армян были одними из важных в его произведениях. В произведениях его искусства словно собрана вся армянская история 20-го века: Геноцид, национально-освободительная борьба, гражданская война и советизация, индустриализация армянских провинций, Вторая мировая война, расцвет армянской интеллигенции в 60-70-ых годах, последующие социокультурные и политические преобразования в стране - вплоть до сумгаитского геноцида. Он также принимал активное участие в процессе признания Геноцида армян в 1965 году и в борьбе за справедливое решение Арцахской проблемы.
Саргис Мурадян — армянский живописец, Народный художник Армянской ССР (1977), Лауреат Государственной премии СССР
Художник прошел сложный творческий путь. Его вход в большое искусство ознаменовался цензурным запретом. Произошло это в 1951 г., когда он, выпускник Ереванского художественно-театрального института, представил на защите диплома эскиз патриотической картины «Аварайрская битва». Чем все это закончилось, впоследствии рассказывала дочь мастера художница Заруи Мурадян:
«Тогда еще был жив Сталин, и такие темы считались националистическими, их осуждали. Ректор института Ара Саргсян посоветовал не браться за такую опасную тему... Тема была запретной, но отец все равно помнил о ней, и уже после смерти Сталина он одним из первых обратился к теме Геноцида армян в своих работах и к другим темам, касающимся истории армянского народа».
Спустя пять лет после этого «провала» - в 1956 г. С. Мурадян пишет картину «Комитас. Последняя ночь», которая в дальнейшем удостоится широкого признания и станет одной любимых работ художника. Картина впервые была выставлена в рамках состоявшейся в Москве «Декаде армянского искусства и литературы». Вначале, конечно, армянское жюри отклонило представление картины на московской выставке. Причиной было вовсе не то, что картина не соответствует формату выставки. Причина была в том, что «Комитас. Последняя ночь» и выраженная в ней тематика Геноцида армян стали бы открытием для русской общественности. К счастью, по настоянию главы отдела искусства Министерства культуры Акоба Ханджяна картина была отправлена на выставку, где удостоилась большого внимания и обсуждений.
«После участия в очередной республиканской выставке в Армении, в 1957 году, возникла долгая дискуссия о том, стоит ли везти картину на выставку в Москву, где проводились дни культуры Армении. Говорят, что некоторые сотрудники нашего министерства ужасно испугались появления такой темы в Москве. В конце концов, благодаря тогдашнему заместителю министра культуры, который утверждал, что картина обладает силой мощного воздействия, ее решили отвезти в Москву, на выставку. Там картина получила Золотую медаль. Получается, что картину приняло и общество, и руководство страны».
Тогда же картину купил Художественный фонд СССР и много лет она хранилась в Москве. Впоследствии, к счастью, полотно вернулось Армению и в настоящее время выставлена в Государственной картинной галерее Армении.
Интересный факт: говоря о картине Саргиса Мурадяна «Комитас. Последняя ночь», один из экспертов – русский художник Борис Йогансон подчеркивал обилие красного: «...если бы ковер на полу был бы написан в зеленоватом или голубоватом оттенках, это было бы выигрышно для всей художественной структуры картины». Однако Йогансон не учел или же не хотел акцентировать символический смысл, добавленный художником, которым он представлял пролитую кровь армянского народа. Ведь целью Саргиса Мурадяна было озвучить тему Геноцида образом Комитаса.
«Отец выбрал образ Комитаса как собирательный образ всей армянской интеллигенции. Если посмотреть на его творческий путь, он все время, каждые пять-шесть лет, возвращался к теме Комитаса. Потом был «Комитас, Апрель 1915 г.» (1965 г.). Потом Комитас 69-го года – картина «Антуни», где он стоит в пустыне, в разрушенной Армении, уже, возможно, сошедший с ума. Все это, конечно, было символично».
Саргис Мурадян. «Антуни», 1969г.
Саргис Мурадян. «Комитас, Апрель 1915 г.», 1965 г.
Кстати, есть одна интересная история об этой картине. В том же 1956 году, во время Декады армянского искусства в Москве художник познакомился с поэтом Паруйром Севаком, который в то время был аспирантом в Москве.
«Отец входит в зал и видит, как перед его работой очень долго стоит человек, немного похожий на африканца. Отец наблюдает за ним издали. Вдруг этот человек поворачивается и громко спрашивает: «Кто написал эту картину?» Отец подходит и представляется. Так познакомились два молодых человека. Севаку тогда было 32, отцу – 30. Севак объяснил, что пишет поэму про Комитаса, пригласил отца к себе. Они идут к нему в общежитие, и всю ночь Севак читает ему отрывки из новой поэмы, которая еще не имела названия. Потом автор назвал ее «Неумолкающая колокольня». Позже, в 1967 году, в день открытия в Ереване памятника жертвам Геноцида, он подарил отцу книгу, изданную в 1966 году, с трогательной надписью: «Моему брату по жизни и творчеству – Саркису Мурадяну, с которым у меня нет разногласий». Эта книга бережно хранится в нашей семье».
Так началась их дружба, продлившаяся до последнего дня жизни Паруйра Севака.
В публикации использованы материалы aniv.fund, genocide-museum.am, armedia.