В истории живописи есть много картин с игрой в шахматы. Художникам нравилась сама игра – она давала возможность сразу и просто выстроить композицию, поместив в центр доску. Но, главное, сами фигуры и правила игры давали возможность рассказывать о героях картин языком символов и иносказаний. Современному зрителю часто не сразу открывается смысл картин, но, если немного присмотреться, можно увидеть интересные детали.
Лукас ван Лейден, «Игра в шахматы», начало XVI века
Считается, что это работа четырнадцатилетнего мальчика, который потом станет небезызвестным Лукасом Лейденским. Предполагают, что на ней изображены жених и невеста. Невеста только прибыла, и жених по такому поводу предложил сыграть партию. Но девушка его стремительно и неотвратимо обыгрывает, и жених сильно обескуражен.
Есть красивая версия, что таким образом – партией в шахматы – в шутку проверяли, кто в доме главным будет, так что, сценка, по видимости, юмористическая. Кстати, в игре используется удлинённая доска для курьерских шахмат.
Джулио Кампи, «Игра в шахматы», 1530-1532
На огромном количестве картин, посвящённым шахматам, женщина обыгрывает мужчину. Это связано не только с тем, что известно много страстных и сильных шахматисток прошлого, таких как Луиза Савойская или Наталья Пушкина (да-да, жена Александра Сергеевича). Считается, что сюжет картин с выигрышем женщины зачастую отсылает к картине Кампи, где Венера (или Афродита) обыгрывает Марса (или Ареса). Это полотно в аллегорической форме утверждает, что женское начало в долгосрочной перспективе всегда одолеет мужское, а любовь победит дикарство. Неудивительно, что на многих полотнах и сама игра в шахматы становится символом любовной игры, флирта, романа.
Современному человеку трудно так сразу определить, кто эти дама и сидящий спиной рыцарь на картине, но в эпоху Возрождения этих двух богов узнавали по атрибутам. Так, перед Венерой, богиней любви, лежит посвящённый ей цветок – роза. Рыцари же не имели обыкновения садиться в латах за светское развлечение, так что, оставив противника Венеры в доспехах, художник дал понять, что это – сам Марс, бог войны.
Венера делает традиционный, много веков сохранявшийся знак победы в шахматах – указывает пальцем на доску. При этом сама она поворачивается к шуту – вероятно, шут её дразнил во время игры, но в итоге все его шутки оказались напрасной насмешкой. Кстати, видно, что Венера и Марс играли не чёрными и белыми, а чёрными и красными фигурами. Мы привыкли воспринимать шахматный мир в чёрно-белом цвете, но веками это был мир трёх цветов – чёрного, белого и красного. Красный мог заменять или белых, или чёрных, либо же доска была красно-белой или красно-чёрной. Строгих правил на этот счёт не было.
Гилберт Чарльз Стюарт, «Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис», 1795г
Художник использовал шахматы, чтобы показать характер сестёр: огненный (красные) и спокойный (белые). Он также подчеркнул их характер причёской и позой. Сестра слева, играющая за красных, сидит, уверенно занимая пространство, облокотившись на стол и предоставив полную свободу своей буйной шевелюре. Сестра справа, повелительница белых, как будто пытается быть меньше размером – она чуть сутулится, прячет руки, волосы скрывает тюрбаном. Фоном для сестры слева стала колонна, подчёркивающая уверенность девушки; фоном для сестры справа – занавес, который словно говорит о её замкнутости, необщительности.
С картиной связана почти волшебная история. Дом, где она висела, практически полностью сгорел. Нетронутым огнём был только участок одной из стен. На этом участке и нашли невредимым портрет двух сестёр.
Люси Мэдокс Браун, «Фердинанд и Миранда играют в шахматы», 1871
Картина изображает сцену из пьесы Шекспира «Буря». Волею случая на необитаемом острове по очереди оказываются давние враги – герцог-волшебник и некогда изгнавший его король (бородатые мужчины в дверях). Но их дети влюбляются друг в друга, им и дела нет до распри отцов. Во время игры в шахматы в пьесе Миранда, дочь герцога, в шутку обвиняет Фердинанда в жульничестве – в версии, например, французского художника Сент-Эвре она делает это, чтобы дотронуться до руки молодого человека, и тот отлично понимает, что с ним заигрывают.
В интерпретации художницы-прерафаэлитки, пока Миранда рассуждает о жульничестве, Фердинанд чувствует себя очень скованно – в нём нет той игривости, что на французской картине. И если воспринять образ Фердинанда в целом, легко обнаружить подсказку о причине – он недвусмысленно держит шахматную фигуру возле паха так, что она напоминает о типичной юношеской реакции на красивую девушку; спрятанная между ног рука также может быть зрительным эвфемизмом для столь же тщательно скрываемой сейчас другой части тела. При этом Миранда дотрагивается до другой шахматной фигуры Фердинанда, что, в свете его позы, выглядит как иносказательный жест: она буквально дразнит его чувственность.
Родители Миранды и Фердинанда на этой картине буквально отодвинуты в угол, хотя в пьесе они в этот момент достаточно активны. В центре картины – наэлектризованная атмосфера между молодыми людьми.
Фрэнсис Котс. Портрет Уильяма, графа Уэлби, и его первой жены, XVIII век
Кажется, перед нами – обычный парадный семейный портрет. На таких часто изображают атрибуты, говорящие что-нибудь о происхождении, занятиях или увлечении семьи. Перед графом и графиней Уэлби – шахматная доска. На ней ничья, остались только два короля, которые, согласно правилам, не могут приближаться друг к другу, а значит, не могут и поставить друг другу шах или мат. Считается, что так художник отразил принципы равенства, царящие в этой семье. Впрочем, если присмотреться, хотя оба игрока показывают на доску жестом победы, мужчина добавляет также жест поражения – раскрытую ладонь. Он готов галантно уступать своей любимой.
Продолжение следует…
Заглавная иллюстрация: Франческо Галанте, «Игра в шахматы», XX век
По материалам kulturologia.