Луи де Фюнес по-прежнему остается самым популярным французским комиком, даже спустя 40 лет после своей смерти. Его актерский стиль включал широкий спектр всевозможных гримас, которые заставляли смеяться как детей, так и взрослых. Де Фюнес даже получил прозвище - «человек с сорока лицами в минуту». Его выступления всегда сопровождались безумной энергетикой. Прославившись в 60-е, Луи де Фюнес на протяжении 20 лет создавал одни из самых кассовых фильмов в истории Франции. А прославился он благодаря роли жандарма из Сен-Тропе (прославив и небольшой курортный город на Лазурном берегу), и именно фильм из этой серии стал последним в карьере актера.
Легенда гласит, что идея фильма о приключениях жандармов в Сен-Тропе родилась у сценариста Ришара Бальдуччи, когда он стал жертвой кражи: из его кабриолета похитили камеру, и произошло это в том самом городе. Особенной расторопности при поисках украденного местные стражи порядка тогда не проявили, зато Бальдуччи решил написать сценарий комедии, которая показала бы жандармов в комическом свете.
Режиссер Жан Жиро одобрил и идею, и сам сценарий, оставалось позвать актера на главную роль.
Это сейчас кажется невозможным, чтобы мсье Людовик Крюшо имел другой облик, а тогда мысль пригласить на его роль Луи де Фюнеса казалась довольно рискованной. Продюсеры высказывали мнение, что актер не «соберет кассу», но Жиро тогда сумел добиться своего, и осенью 1964 года с экранов кинотеатров на зрителей смотрел тот самый жандарм, которому предстояло на десятилетия стать «лицом Сен-Тропе».
Начало фильма было черно-белым – в нем показывалась жизнь главного героя и его дочери до переезда в Сен-Тропе, во время работы в Верхних Альпах, когда Крюшо, охотясь за разными мелкими жуликами и грабителями, получил повышение с переводом на Лазурный берег. Приехав на новое место службы в качестве капрала корпуса, он знакомится с главой тамошней жандармерии – своим начальником старшиной Жербером, жандармами Фугасом, Мерло, Трикаром и Берлико, а его дочь Николь, поначалу застенчивая провинциальная девушка в старомодном платье становится постепенно чуть ли не кумиром местной золотой молодежи.
«Жандарм из Сен-Тропе» задумывался как легкая комедия, и ни о какой серии фильмов поначалу вопрос не стоял, Жиро лишь стремился отснять за два летних месяца веселую историю о поимке на пляжах Сен-Тропе нудистов, да о приключениях с похищенной картиной Рембрандта – все это в залитом солнцем южном городе. Кстати, охота за нудистами в Сен-Тропе действительно имела место: незадолго до съемок фильма была проведена операция и задержано больше двадцати человек – разумеется, несколько иным способом, чем показано на киноэкране.
В августе 1964 года у создателей фильма возникла серьезная проблема с написанием музыки к фильму: был разгар отпусков, композиторы разъехались, и лишь с большим трудом Жиро удалось ангажировать на эту роль Раймона Лефевра. Так появилась песенка дочери Крюшо «Douliou-douliou Saint-Tropez» и знаменитый «Марш жандармов», после повторявшийся в каждом новом фильме серии.
Успех фильма превзошел самые смелые ожидания съемочной группы. Каким-то образом, несмотря на отсутствие в кадре Эйфелевой башни и музыки Монмартра, он получился удивительно французским. Даже игре в петанк – излюбленному развлечению пенсионеров – в картине уделили внимание. Именно в петанк играют на пляже не очень обремененные службой жандармы.
Луи де Фюнес после выхода фильма, что называется, проснулся знаменитым – несмотря на то, что список его киноработ к тому времени уже был довольно солидным. Но с той поры начинается эпоха всемирно известным ролей комика – чего стоят одни лишь фильмы о Фантомасе.
На волне популярности первого «Жандарма» начались съемки продолжения, второй части под названием «Жандарм в Нью-Йорке». Персонажи первой части киноэпопеи о жандармах отправляются за океан на международный конгресс полицейских, а Николь, дочь Крюшо, едет «зайцем» и потом то и дело оказывается на пути своего отца, вынужденного поверить в галлюцинации.
В третьем фильме появляется любимая партнерша Луи де Фюнеса, которую он в свое время поклялся звать в каждый из своих фильмов, поскольку она приносила ему удачу – Клод Жансак. Впоследствии она многократно будет исполнять роль его экранной супруги – как в фильмах «Большие каникулы», «Оскар», «Замороженный», здесь же Клод сыграла пока еще даму сердца мсье Крюшо – вдову полицейского полковника по имени Жозефа. Впрочем, свадьба не заставит себя долго ждать, и Жозефа будет появляться и в дальнейших фильмах о жандарме. Правда, в пятом из них, в картине «Жандарм и инопланетяне» роль Жозефы сыграет другая актриса, Мария Мобан.
В четвертом фильме, «Жандарм на прогулке», можно увидеть родовой замок Луи де Фюнеса, Шато де Клермон, именно в его стенах снимался дом, где живет чета Крюшо после выхода в отставку главы семейства.
Последняя картина серии вышла на экраны спустя восемнадцать лет после «Жандарма из Сен-Тропе», в октябре 1982 года. К тому времени режиссера Жана Жиро уже не было в живых – он умер во время съемок, несколькими месяцами ранее. Завершал его работу помощник Тони Абоянц. Спустя несколько месяцев после премьеры не стало Луи де Фюнеса. Фильм «Жандарм и жандарметки» (или «Жандарм и жандармы в юбках») повествует о приключениях жандармов Сен-Тропе и новых молодых сотрудниц бригады, которые вдруг начинали пропадать одна за другой. В этом фильме остаются лишь двое из четверых привычных зрителю подчиненных Крюшо – жандармы Трикар и Берлико, зато появляются двое новых.
Не только Луи де Фюнес стал звездой французского кино после выхода на экраны «Жандарма из Сен-Тропе». Для широкой публики был открыт и Мишель Галабрю, его экранный начальник.
Город Сен-Тропе оказался на долгие годы в центре внимания туристов - своей популярности он тоже был обязан фильму Жиро. Знаменитое здание, которое фигурирует в фильме, действительно принадлежало жандармерии этого города с 1879 по 2003 год. А несколько лет назад в нем разместился Музей жандармерии и кино Сен-Тропе.