История одного шедевра: «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой

2021-07-18 21:12 , История Одного Шедевра, 2273

История одного шедевра: «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой

Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова — известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».

Сегодня это великолепное панно называют самым известным в Москве. Панно, которое одобрил сам император, но отвергла Академия художеств. Чем приглянулась «Принцесса Грез» императору и за что получила общественный резонанс?

Немного предыстории

Вообще многие работы Врубеля монументальны. Дело даже не в размерах его картин, хотя обычных посетителей обычно поражает огромная «Принцесса Грез» и другие большие полотна из Третьяковской галереи. Монументальность кроется в особой пластике картин и особом мазке Врубеля. В своем творчестве Врубель был крайне неординарный: он мог месяцами работать над одной картиной, начинал, но не заканчивал свои работы, дарил их в подарок, разрушал или недооценивал. Иногда он писал новые работы на старом холсте. Например, знаменитый «Пан» был нарисован поверх портрета жены, а «Гадалка» - над незаконченным портретом Н. Мамонтова.

В то время вокруг известного российского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова формировался художественный кружок, и Врубель стал его полноправным членом. С Мамонтовым его связывали очень теплые отношения, после двух месяцев знакомства Врубель даже переехал к нему в дом, став полноправным членом его семьи. Благодаря Мамонтову Врубель начал получать ценные заказы. В 1891 году ему предложили проиллюстрировать собрание сочинений Лермонтова. Он охотно принял заказ, тем более что начал задумываться над образом Демона еще задолго до этого предложения. Как известно, именно образ демона стал визитной карточкой Врубеля.

«Принцесса Грезы»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал у Врубеля панно «Микула Сельянинович» и «Принцесса Грез» для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Врубель был тогда практически неизвестен широкой публике. Подготовленные эскизы понравились Мамонтову и Врубель завершил оба полотна.

Михаил Врубель. Принцесса Грёза, 1896г

Сюжет картины «Принцесса Грез» Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде — принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

Михаил Врубель. Принцесса Грёза. Фрагмент

На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил. Размеры полотна поистине монументальны - ширина достигает 14 метров, а высота - 7,5 метров. Холст был написан с помощью пастели и угля. Палитра изобилует золотистым, серо-перламутровым и оливковым цветами. Все эти неясные, мягкие и воздушные полутона создают впечатление сказочности происходящего.

Когда Врубель подготовил эскизы работ «Микула Селянинович» и «Принцесса Грез», Витте показал их императору. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. Когда холсты были представлены на выставке, то, как рассказывал Н. А. Прахов, «стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле «убивали» расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников».

Академия заволновалась. Приехала комиссия во главе с вице-президентом Академии. Она осмотрела панно и постановила: «Снять как нехудожественные».

К сожалению, на момент дебюта полотно не имело большого признания, при жизни художника критики не находили в нем оригинальности и духовной силы. Ценители искусства считали полотно руки Врубеля излишне декоративным. Работа была слишком нетривиальной и смелой, что не приветствовалось. Хоть и с выставки картина была снята, Савва Мамонтов решил увековечить картину, создав ее майоликовую копию. Он запланировал строительство культурного центра, объединяющего вернисаж, зал танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр.

Эпилог

Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд.

Сама же картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.

Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст, скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром — к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.

Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.

Лента

Рекомендуем посмотреть