Значительная часть работ художника Хачатура Есаяна — это запечатлённая красота родной земли, природы Армении. Он воспевал красоту Севана, Арагаца, Арарата и Араратской долины. Художника также увлекало изображение древних памятников архитектуры, органически вписывающихся в живописную природу Армении.
Хачатур Есаян (1909−1977)
«Его небольшие по размеру картины — задушевные песни о родной природе, о бурно растущем Ереване. Кисти Есаяна принадлежат многочисленные изящные миниатюры, глубоко содержательные, наделённые тонким чувством красоты. Есаян имеет своё определённое творческое лицо. Он человек высокой культуры, широкого кругозора, тесно связанный с различными областями искусства», — писал Мартирос Сарьян.
«Арарат», 1970г
Прекрасные армянские пейзажи Хачатура Есаяна по своему принципу исполнения, по цветам и оттенкам заключают в себе импрессионистский характер. Лёгкость художественной фактуры, трепещущий воздух, спектральная чистота цвета — вот те особенности работ художника, которые роднят его с импрессионизмом. В художественную жизнь Армении Хачатур Есаян вошёл как чуткий живописец, как один из лучших представителей камерной живописи.
«Весна. Арарат» (1945)
В своих работах Хачатур Есаян подобно французским импрессионистам (особенно Клоду Моне, чьи работы его восхищали) смог передать блеск тёплых лучей солнца, шелест листьев, свежий воздух, мягкий ритм склонённых над водой деревьев. «Искусство Есаяна насыщено живым, вдохновляющим, жизнеутверждающим содержанием. Он обладает тонким чувством цвета, художественным тактом, высоким эстетическим чувством. Композиционные архитектурные пейзажи Есаяна вызывают восхищение великолепием архитектурных ансамблей города и неувядаемой красотой армянского национального стиля», — отмечал художник Габриэл Гюрджян.
Хачатур Есаян, Мартирос Сарьян и Бабкен Колозян. Ереван, 1941.
Хачатур Есаян родился в 1909 году в Карсе. В 1924-м окончил художественную студию в Ленинакане (ныне Гюмри), затем продолжил учение в Ереванском художественно-промышленном техникуме у таких известных мастеров армянской живописи, как Седрак Аракелян и Ваграм Гайфеджян. В середине 1930-х годов Есаян учился в Московском энергетическом институте, в 1938-м получил диплом инженера. Занятий живописью он не бросил и в 1940-м со своими пейзажами впервые принял участие на республиканской выставке в Ереване. Дебют прошёл успешно, и это предопределило всю его дальнейшую жизнь. Есаян выбрал для себя путь художника.
«Аштарак вдали» (1959). Национальная галерея Армении
Хачатур Есаян постоянно обращался к городскому пейзажу. Много его работ посвящено Еревану, а также Тбилиси, Баку, Москве, Ленинграду, Таллину. С конца 1950-х в связи с поездками в Румынию, Францию, Италию, Грецию, Турцию, Англию творчество художника обогатилось новыми образами, мотивами и настроениями. На его полотнах появляются Париж, Рим, Прага, Братислава, Бухарест.
«Собор Парижской Богоматери», 1960. Музей русского импрессионизма
Важное место в творческой жизни Хачатура Есаяна занимала сценография. С 1940-х годов он много работал в области театрально-декорационного искусства для театров Еревана, Ленинакана и других городов. Есаян создал оформление спектакля «Геворг Марзпетуни» по историческому роману Мурацана, опер «Давид Бек» Армена Тиграняна, «Кармен» Жоржа Бизе, «Царь Эдип» Игоря Стравинского, «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, «Алмаст» Александра Спендиарова, а также был художником фильма «Клятва священника» («Арменфильм»).
Заглавная иллюстрация: Хачатур Есаян, «Арарат», 1970г