Григорий Нерсесович Бояджиев - талантливый ученый, педагог, преподававший долгие годы в ГИТИСе и институте истории искусств, театровед, автор ряда учебников по зарубежному театру и многочисленных статей и публикаций.
Григорий Бояджиев
Григорий Нерсесович Бояджиев родился в 1909 году в Нахичевани-на-Дону (ныне пригород Ростова-на-Дону) в армянской семье. Уже с юного возраста, после окончания школы, печатался в местных газетах. В 19 лет стал преподавать на рабочем отделении педагогического института.
В 1930 году Бояджиев окончил литературное отделение педагогического факультета Ростовского государственного университета. В период учебы, еще будучи студентом, он увлекся театром. Тогда, в 1926 году, труппа Московского художественного театра гастролировала в Ростове-на-Дону. Бояджиев был потрясен игрой Михаила Александровича Чехова, племянника Антона Чехова, в постановке пьесы шведского писателя Августа Стриндберга «Эрик XIV».
Григорий Бояджиев погрузился в театральную жизнь. Он участвовал в работе Театра рабочей молодежи, играл и ставил спектакли.
В 1937 году из Москвы в Ростов-на-Дону перевели Театр-студию под управлением Юрия Завадского. Познакомившись с Бояджиевым, Завадский пригласил его на работу — заведовать литературной частью. Надо сказать, что первая встреча с новым работником произвела на него впечатление: «…на обсуждение пьесы местного драматурга Ф. Готьяна „Тигран“ пришел хрупкий, восторженный юноша с сияющими глазами — Бояджиев. Он произнес зажигательную речь в защиту „Тиграна“, поразил нас темпераментом, прекрасным чутьем театра и назавтра… стал завлитом нашего театра». Упомянутая пьеса «Тигран» Федора Сергеевича Готьяна была поставлена в 1938 году на сцене театра им. Горького Юрием Завадским.
Спустя время труппа Завадского вернулась в Москву. С ней же и уехал Григорий Бояджиев. В 1938 году Бояджиев учился в аспирантуре ГИТИСа. Там он начал читать курс по истории западноевропейского театра на кафедре Алексея Карповича Дживелегова, также уроженца Нахичевани-на-Дону. Дживелегов привлек одаренного ученика в соавторы «Истории западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (1941).
Книга Григория Бояджиева «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров»
Во время войны Григорий Бояджиев работал завлитом в Центральном Театре Красной Армии. После войны возглавил кафедру зарубежного театра в ГИТИСе, но был изгнан из института — его обвинили в «антипатриотизме» (дело «Об одной антипатриотической группе театральных критиков» 1949 года). Впоследствии Бояджиев вернулся в ГИТИС, где работал всю оставшуюся жизнь. В 1958 году он защитил докторскую диссертацию по драматургии Мольера. Был членом худсовета Театра на Таганке.
Все окружавшие его люди признавали в нем талант педагога. Доктор искусствоведения, театровед Видас Силюнас вспоминал о Бояджиеве: «Если он и завещал что-то — в первую очередь — любить своих студентов. Идешь к студентам, чтобы и себя показать, потому что — это артистическая профессия, но и на них посмотреть. И замечательно, что ты можешь с людьми, за которыми будущее, говорить о вечном искусстве».
Плодотворными для Бояджиева были 1960-е годы. Выходят его книги «Поэзия театра», «Театральный Париж сегодня», «Шесть рассказов об американском театре» в соавторстве с Александром Аникстом.
В 1965 году Бояджиев подготовил полное собрание сочинений Мольера со своей вступительной статьей и примечаниями. Бояджиев хорошо знал русское театральное искусство, особенно любил А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.
В 1969 году выходит в свет его книга «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров», в которой он живым языком и в форме непринужденной беседы вводит юных читателей в удивительный мир театра. Он рассказывает о лучших постановках, начиная со времен Античности и заканчивая серединой XX века. Книга приобрела большой успех — выдержала несколько изданий.
В предисловии к третьему изданию профессор, доктор искусствоведения А.Г. Образцова пишет: «Г.Н. Бояджиев писал об истории, будь то Мольер, Шекспир, Лопе де Бега или Расин, точно так же, как и о современности, — темпераментно, образно, будто все случилось на его глазах и сам он был не только очевидцем, но и заинтересованным участником происходящего. Эта способность максимально сближать историю и современность и породила единственную в своем роде книгу „От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров“».
Удивительны воспоминания самого Григория Нерсесовича, который в своих записных книжках писал: "1909 г. - я родился, 1921 г. - с мамочкой хожу на базар, и мы продаем горячее молоко и домашние пирожки, 1922 г. - я хожу по аптекам (трамваи для членов профсоюзов и по талонам) ищу (и нахожу!) лекарство для мамы больной холерой, 1926 г. учусь в школе и выхожу к финалу первым, 1935 г. - победил туберкулез, 1945 г. - победил войну, 1953 г. - завоевал счастье, нашел Тонечку. Победил астму. Борюсь с инфарктом". Все, кто знал Бояджиева лично, всегда отмечали его щедрый талант жизнелюбия. Понятия "жизнь", "творчество", "праздник" неизменно сближались, т.к. Григорий Нерсесович ставил между ними равенство.
Основная формула этого художника была предельно проста: "Счастье - есть отсутствие несчастья". Главным для Бояджиева было только хорошее. А уж хорошее, как он утверждал, - "только успевай замечать! Это удачно написанная (своя и чужая) страница, новый росток на дачной земле, просто солнце, просто новый день".
По материалам открытых источников