«За опыт сколько ни заплати – не переплатишь»: Джером К. Джером и его знаменитое произведение - «Трое в лодке, не считая собаки» - RadioVan.fm

Онлайн

«За опыт сколько ни заплати – не переплатишь»: Джером К. Джером и его знаменитое произведение - «Трое в лодке, не считая собаки»

2021-06-14 19:46 , КнигоМан, 391

«За опыт сколько ни заплати – не переплатишь»: Джером К. Джером и его знаменитое произведение - «Трое в лодке, не считая собаки»
«Выбрось этот хлам за борт, старина! Пусть будет легка ладья твоей жизни, возьми в нее только самое необходимое: уютное жилище и скромные радости; ту, которая тебя любит и которая тебе дороже всех; двух-трех друзей, достойных называться друзьями; кошку и собаку; одну-две трубки; вдоволь еды и вдоволь одежды и немножко больше, чем вдоволь, питья, ибо жажда - страшная вещь». Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»

Джером Клапка Джером – вовсе не псевдоним, писателя так звали на самом деле. Необычное второе имя отец дал ему в честь своего друга Дьердя Клапки, венгерского генерала, жившего в эмиграции в графстве Стаффордшир. Видимо, необычное имя в некотором роде предопределило судьбу – автор знаменитого произведения «Трое в лодке, не считая собаки» прожил насыщенную жизнь, а его карьера была полна экспериментов.

Джером К. Джером появился на свет 2 мая 1859 года в графстве Стаффордшир, в Уолсоле и был четвёртым ребёнком в семье Джерома Клэпа, который позднее сменил имя на Джером Клэп. Отец Джерома был торговцем скобяными изделиями, а также проповедником без духовного сана. Веря в удачу, Джером-старший вложил сбережения в горнодобывающее производство, чем довел жену и детей до бедственного финансового положения. Семья перебралась в Лондон на заработки и обосновалась в бедном районе, Ист-Энде. Детей определили в школу.

Джером-младший не интересовался занятиями и не водил дружбу со сверстниками. Его главное увлечение составляли книги. В свободное время мальчик обожал гулять по городу, благо, сезонный проездной на транспорт позволял исследовать разные улицы. Любознательный по натуре, он подмечал мелочи, которые видел вокруг себя в предместьях Лондона, наблюдал за разными людьми и ситуациями, которые в последствии использует в своих произведениях.

Юный Джером хотел стать политиком или литератором, но смерть его родителей в 1872 году (Джерому тогда только исполнилось 13 лет), заставила его прервать обучение и искать работу. Он нанялся в «Лондонскую и Северо-Западную железнодорожную компанию», где проработал четыре года, собирая уголь, рассыпанный вдоль железнодорожных путей.

В 1877 году, под влиянием своей сестры Бландины, увлечённой театром, Джером решает попытать себя в актёрском ремесле под сценическим псевдонимом Гарольд Крайтон. Он поступил в театральную труппу, пытавшуюся ставить низкобюджетные пьесы.

Через три года безуспешных попыток пробиться 21-летний Джером решает оставить актёрскую профессию и поискать новое занятие. Он пробовал быть журналистом, писал эссе, сатирические рассказы, но в публикации большинства из них ему было отказано. В последующие несколько лет он был учителем, упаковщиком, секретарём адвоката.

И, наконец, в 1885 году к нему пришёл успех после публикации юмористической новеллы «На сцене и за сценой», в которой с юмором описывал свое «театральное прошлое» и полное безденежье, и которая «открыла двери» для последующих пьес и эссе Джерома. «Праздные мысли лентяя», сборник юмористических эссе, был опубликован в 1886 году.

Успех окрылил автора. Джером К. Джером решает себя полностью посвятить литературной деятельности. В 1889 году свет увидело главное произведение писателя – «Трое в лодке, не считая собаки».

Литератор не планировал сделать юмор основным лейтмотивом книги. Прототипами главных героев послужили приятели автора Джордж Уингрэйв и Карл Хэншель. Роман стал повествованием о комических ситуациях, в которые попадали приятели, сплавлявшиеся на лодке по Темзе.

Книга была напечатана в 1889 году, имела оглушительный успех и переиздаётся до сих пор. Популярность книги была настолько велика, что количество зарегистрированных на Темзе лодок в последующий после публикации год возросло на пятьдесят процентов, что в свою очередь сделало реку достопримечательностью для туристов. За первые двадцать лет по всему миру было продано более миллиона экземпляров книги. Также книга легла в основу многочисленных кино- и телефильмов, радиопостановок, пьес, мюзикла.

Одна из наиболее замечательных черт книги — «вечная молодость»; шутки кажутся смешными и остроумными и сегодня. В предисловии к изданию 1909 года Джером признавался в собственном недоумении по поводу неуменьшающейся популярности книги: «Мне думается, я писал вещи и посмешнее». Тем не менее, именно эту книгу в конце концов стали называть «едва ли не самой смешной книгой в мире».

Финансовое благополучие, принесённое книгой, позволило Джерому целиком посвятить себя творчеству. Он создал несколько пьес, эссе и новелл, но повторить успех «Трое в лодке, не считая собаки» так и не смог.

В 1892 году вместе с приятелями он издавал журнал «Лентяй», заручившийся популярностью во всей Великобритании. На его страницах публиковали произведения Роберта Стивенсона, Марка Твена и других знаменитых авторов. Сатирическое издание для джентльменов предлагало вниманию публики стихи, рассказы, путевые заметки, интервью и обзоры.

В 1893-м Джером основал издание «Сегодня», но ни первый, ни второй журналы не оказались выгодным вариантом для инвестиций, и оба были закрыты. Кроме того, все время уходило на работу с чужими произведениями, а писать Джером не успевал. Финал редакторского дела ознаменовался выпуском сборника рассказов «Наброски лиловым, голубым и зеленым».

Поездка в Германию в 1898 году вдохновила литератора на создание романа «Трое на четырех колесах», задуманного как продолжение нашумевшей истории о веселых приятелях. Описание велотурне героев не вызвало такого ажиотажа, как первый опус, но после публикации, состоявшейся в 1900 году, оказалось востребованным у читателей.

После путешествия в Россию в 1899-м автор написал эссе «Люди будущего», опубликованное в 1906-м. В 1902 году издали роман «Школьные годы Поля Келвера». Исследователи творчества писателя считают его автобиографией Джерома К. Джерома.

На счету писателя проза и стихотворные произведения. Отдельное место в его карьере занимали пьесы. «Барбару», написанную в 1885 году, тепло приняли на театральных подмостках Америки и Великобритании. Успехом пользовалась «Мисс Гоббс». Произведение «Жилец с третьего этажа» часто утверждали к постановке, хотя оно и не снискало одобрения критиков. Писателю нравилась работа драматурга, и он охотно творил для театра.

Сборники рассказов «Истории, рассказанные после ужина» и «Морской город и другие истории о привидениях» объединили в себе мистическое начало, хоррор и фэнтези, представив Джерома К. Джерома с другой стороны. После войны издали роман «Антони Джон» и мемуары литератора «Моя жизнь и эпоха», комментировавшие его биографию.

Последние годы жизни Джером К. Джером жил на ферме «Монаший уголок» в графстве Букингемшир. 14 июня 1927 года он скончался в больнице Нортхэмптона. Причиной смерти стал перенесенный инсульт. Писателя похоронили в церкви Святой Марии в Эвилме рядом с могилой сестры Бландины.

Мы собрали самые смешные цитаты из бессмертного произведения писателя:

Обложка первого издания «Трое в лодке, не считая собаки»

◆ В данном случае у меня были все признаки болезни печени, включая главный симптом: «апатия и непреодолимое отвращение ко всякого рода труду». Как меня мучил этот недуг – невозможно описать. Я страдал им с колыбели. С тех пор как я пошёл в школу, болезнь не отпускала меня почти ни на один день. Мои близкие не знали тогда, что это от печени. Теперь медицина сделала большие успехи, но тогда всё это сваливали на лень.

◆ Я не могу сидеть сложа руки и праздно глядеть, как кто-то трудится в поте лица. У меня сразу же появляется потребность встать и начать распоряжаться, и я прохаживаюсь, засунув руки в карманы, и руковожу. Я деятелен по натуре.

◆ Больше всего меня раздражает, когда кто-нибудь бездельничает в то время, как я тружусь.

◆ Все на свете имеет свою оборотную сторону, как сказал один человек, когда у него умерла теща и пришлось раскошелиться на похороны.

◆ В этом - весь Гаррис: он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи.

◆ Работа мне нравится. Она меня зачаровывает. Я способен сидеть и смотреть на нее часами.

◆ Не знаю почему, но вид человека, который спит, когда я уже встал, приводит меня в неистовство. Меня возмущает, что драгоценные часы нашей жизни, эти чудесные мгновения, которые никогда уже не вернутся, бесцельно тратятся на скотский сон.

◆ Увы, так, видимо, всегда бывает в нашем мире. Каждый человек обладает тем, что ему совершенно не нужно, а тем, что ему необходимо, владеют другие.

◆ Я забыл остальные ингредиенты нашей стряпни; знаю только, что ничего не было упущено. Помню ещё, как в конце этой процедуры Монморанси, который проявлял ко всему происходящему величайший интерес, куда-то удалился с серьёзным и задумчивым видом, а через несколько минут притащил в зубах дохлую водяную крысу. По-видимому, он хотел внести свою лепту в наше пиршество, но что это было — насмешка или искреннее желание помочь — я сказать не могу.

Лента

Рекомендуем посмотреть