История одного шедевра: «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» Айвазовского — личная история - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» Айвазовского — личная история

2021-06-09 21:29 , История Одного Шедевра, 329

История одного шедевра: «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» Айвазовского — личная история

Сороковые годы XIX века отмечены в русской культуре мощным влиянием романтизма — течения, которому характерны яркие, эмоциональные, беспокойные образы и поиск человеком своего назначения в мире. Не был чужд романтизму и Иван Константинович Айвазовский, сполна отразив в своём творчестве романтическое начало, чему немало способствовал и жанр морского пейзажа, в котором работал мастер — что, как не состояния моря, способно показать весь спектр чувств человека — от медитативного спокойствия до бурных и страстных волнений.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год

Романтизм характерен почти для всех картин, созданных Айвазовским в сороковые. Некоторые из работ, объединенные этим популярным течением, были показаны на выставке в Париже — в 1843 году. Наибольшим успехом пользовалось полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» — посетители подолгу задерживались в галерее, не в силах оторваться от чар, в которые погружала эта картина. Мастеру внимание парижских любителей искусства льстило. Попав во Францию в качестве участника экспозиции, Айвазовский даже писал: «Французы не очень жалуют гостей, особенно русских художников, но как-то вышло напротив».

Что собой представляет живописное полотно? Это пейзаж, в котором присутствуют и тематическое начало, и некий сюжет. На первый взгляд, изображены — залив острова Святого Лазаря близ Венеции и группа армянских монахов на острове. Сумерки. Последние теплые лучи летнего дня освещают небо и горизонт, отражаясь в зеркальной глади залива. На переднем плане картины — длинные тени заходящего солнца. Один из монахов замер на берегу — вглядывается в очертания Венеции вдали. По водной глади скользит гондола — двое монахов смотрят на то, как внешняя жизнь проплывает мимо. Ещё двое — молодой и пожилой что-то обсуждают друг с другом. Есть предположение, что один из собеседников — брат Айвазовского, архимандрит Габриэл, а другой — аббат Сукиас Сомалян.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент)

Предположение, что один из мхитаристов — это Габриэл, возникло не на пустом месте. Есть портретное сходство, и художник подчеркивает серьезный и эмоциональный характер беседы святых отцов. Это — личная картина. Дело в том, что Орден не давал отпуск архимандриту, возбраняя ему поездки домой к родителям, ссылаясь на незаменимость последнего в монастырской работе. Иван Константинович неоднократно хлопотал перед начальством о выдаче подобного разрешения брату, но получал неизменный отказ. Дело в том, что помимо основных послушаний, отец Габриэл являлся основателем ежемесячного журнала «Базмавеп» и был вынужден заниматься серьезными издательскими вопросами. Отсюда возникла версия, что ученый-монах на картине Айвазовского — не кто иной, как Габриэл, получивший очередной отказ от высшего монастырского чиноначалия.

Иван Айвазовский. Портрет брата художника Габриэла Айвазяна, 1883г

На картине зритель видит, как монашествующий стоит перед старым аббатом, понурив голову — лицо его печально. Возможно, в этот момент он сдерживает ностальгию по родине и желание увидеть родителей. Собеседник его, вытянув руку вперед, убеждает архимандрита в том, что отлучаться с острова нельзя.

Композиция с двумя фигурами в нижней части картины вносит драматизм в сюжет. Время суток — сумерки.

Идейное содержание картины ясно выражает книга красного цвета. Изображенная в центре композиции, она, по всей видимости, символизирует просветительскую деятельность ученых отцов Ордена св. Лазаря. Созданные мхитаристами издания художественной, исторической, языковедческой и переводческой литературы имели не только национальное значение, но и внесли значительный вклад в историю всемирной литературы, создав немалый общественный резонанс.

За весь период деятельности мхитаристов было издано немало крупномасштабных произведений — «Священная история» Минаса Бжишкяна, «Биография знаменитых личностей» М. Мак-Теопилянца, произведения Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали, сочинения самого Габриэла Айвазовского.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент)

Во время посещения острова, в свое время, на Ивана Константиновича большое впечатление произвела библиотека мхитаристов и, особенно, «Новый словарь армянского языка» под редакцией Г. Аветикяна, Х. Сурмеляна и М. Авгеряна. Это — объемный двухтомник, содержащий более двух тысяч слов. Вероятно, книга, изображенная на картине, и есть упомянутый словарь.

Полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» вошло в историю армянской живописи как одно из тематических сюжетных произведений национальной культуры. Маринист и ранее писал сюжетные полотна, однако, эта картина, написанная в 1843 году, привлекает своим национальным колоритом. Романтизм выражен здесь в композиционном решении, в разработке света и тени, в изображении природы. А главным образом — в избранной теме: небольшая группа ученых монахов-армян, вдали от родины, на уединенном острове, ведет большую культурно-просветительскую работу. Ныне картина хранится в Ереване.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть