«Для меня жизнь без искусства не жизнь, а одно лишь прозябание», — говорил Ваграм Гайфеджян. Будущий художник родился в 1879 году в Тифлисской губернии Российской империи — в городе Ахалцихе. Его отец, Мкртич Гайфеджян, был священником и учителем армянского языка и литературы.
Ваграм Гайфеджян (1879–1960). «Автопортрет», 1921. Национальная галерея Армении
Чарующая природа родного края, рассказы матери в таинственном свете лампады, иллюстрированные миниатюрами рукописи из богатой библиотеки отца — всё это будило воображение Ваграма и вдохновляло на творчество. В 12 лет мальчик приехал в Москву, где учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, а затем в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах. Однако склонность к изящным искусствам оказалась сильнее.
Ваграм Гайфеджян. Май
Ещё во время учёбы в Лазаревском институте Ваграм Гайфеджян посещал художественный кружок. В период с 1899-го по 1901 год под руководством Вардгеса Суренянца он писал занавес для сцены ученического театра Лазаревского института, а также целый ряд декораций для постановок этого театра.
Ваграм Гайфеджян учился на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов. Окончив учёбу, молодой художник некоторое время работал декоратором в императорском Большом театре в мастерской своего любимого учителя Константина Коровина. Вернувшись на родину, в 1912 году Гайфеджян женился на французской художнице Берте Камю, которая приехала в Грузию на лечение. Однако в 1914-м их разлучила Первая мировая война, и во второй брак художник вступил только 15 лет спустя.
В 1916 году Ваграм Гайфеджян стал действительным членом впервые созданного национального художественного объединения «Союз художников-армян» (центр в Тифлисе). После переезда из Грузии в Армению Ваграм Гайфеджян долгие годы проработал в Эриванском художественном училище (ныне имени Ф. Терлемезяна), совмещая преподавание и творчество. Разносторонне развитый интеллектуал, он был блестящим педагогом. Всегда одетый с европейским лоском, Гайфеджян заражал своих учеников любовью к импрессионизму в то время, когда искусство Дега, Мане и Ренуара было убрано в запасники и даже чёрно-белые репродукции их картин было не сыскать.
Ваграм Гайфеджян. «Старый Ереван», 1951. Национальная галерея Армении
С 1924-го по 1955 год в разное время Ваграм Гайфеджян преподавал в училище (частью совмещая) следующие дисциплины: рисунок, живопись, графику, ксилографию, цветоведение, теорию и историю изобразительного искусства, историю костюма, методику преподавания изобразительного искусства, методику рисования, технику и технологию живописи.
Творчество Гайфеджяна своеобразно объединило приёмы импрессионизма, фовизма и модерна. В графических сериях декоративных мотивов первого десятилетия XX века Гайфеджян вплотную приблизился к абстракции. Но всё-таки от фигуративной живописи он не отказался и вдохновлялся в своих картинах литературой, в частности, Ги де Мопассаном. Но в его мопассановских мотивах, таких, как сценка «После бала», подробности книжного первоисточника не важны. Главное здесь — подвижная, наэлектризованная атмосфера двуликого Парижа Прекрасной эпохи, блистательного и обывательского, бесстыдного и в то же время чопорного.
Ваграм Гайфеджян. «После бала», 1912. Национальная галерея Армении
Анализируя творчество Ваграма Гайфеджяна, определяя его роль в изобразительном искусстве и в воспитании замечательной плеяды армянских художников (у Гайфеджяна, например, учился художник Хачатур Есаян), выдающийся скульптор Ерванд Кочар писал:
«Гайфеджян сумел передать своё мастерство сотням учеников, которые сами уже стали мастерами. Многосторонне образованный художник, с которым (в этом смысле) может сравниться по времени разве что Вардгес Суренянц, человек утончённой культуры и высоких нравственных качеств, Гайфеджян учил своих учеников не только живописи… Он воспитывал в них благородство чувства, учил их своим личным примером не менее, чем словом, высоте помыслов. Творчество Гайфеджяна очень поучительно и ценно. В истории нашего отечественного искусства оно занимает своё, особое место. Свою партию в грандиозной симфонии армянского искусства Ваграм Гайфеджян провёл на высоком художественном уровне. Под мягкую гайфеджяновскую сурдинку с тончайшим мастером он сыграл её на своей лирической струнке. И также бесшумно и тихо свершил свой последний путь в 1960 году».