Сегодня – Господний праздник, который Армянская Апостольская Церковь отмечает на сороковой день после Св. Пасхи, в период с 30-го апреля по 3-е июня
Вознесение господне — Амбарцум — в качестве праздника утвердилось в Армении в 4-5 веках и отмечается на сороковой день после Пасхи. В основе его лежит евангельское повествование о том, как воскресший Иисус Христос призвал апостолов на Елеонскую (Масличную) гору близ Иерусалима и благословил их на всемирную проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мат. 28:19-20). С этими словами Он стал отдаляться, вознесся и скрылся в облаке и «воссел одесную Бога» (Мар. 16:19). Пока апостолы взирали на небо, явились два ангела и поведали о вознесении Христа, Который в свое время явится вновь для суда над человечеством и утверждения царства небесного.
О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предупреждал апостолов: «...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».
В этот день Армянская Церковь отмечает также перенесение Католикосата Всех Армян из города Сис в Первопрестольный Св. Эчмиадзин. Патриарший Престол, волею истории находивший пристанище в различных уголках Армении, в 1441-ом году, решением Вагаршапатского национально-церковного собора, навсегда переутвердился в Св. Эчмиадзине. В память об этом историческом дне во время Св. Литургии у Главного алтаря Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина исполняется Патриарший молебен.
Праздник Христова Вознесения сопровождается также народными торжествами и по-народному зовётся Джангюлюм. Это слово очень поэтичное: «гьюл» обозначает понятие цветка, розы, олицетворяет традиции связанные с весенним омоложением земли и веры в новую лучшую жизнь. «Джан» - прославляющее восклицание, которое применяется вслед за именем.
Во всех регионах страны проходят народные празднования, порой связанные с древними суевериями. В некоторых областях сорок дней после Пасхи женщины не занимаются швейными работами, поскольку боятся ослепнуть, а в других – на сорок дней исключаются из рациона все молочные продукты, чтобы коровы не перестали давать молоко. Народные гулянья на Амбарцум тесно связаны и переплетены с многовековыми ритуалами. В этот день дети отправляются на луга, чтобы собрать самые прекрасные цветы и сплести из них праздничные венки. Молодые девушки плетут особенный торжественный венок в форме креста (Цахкамер). Проводится также обряд под названием Жребий. Юные красавицы одевают самые яркие, пестрые наряды, расшитые замысловатыми узорами идут в горы и на луга, чтобы наполнить свой особый кувшин. В него кладут воду из семи источников, песок из семи горных потоков, семь капель росы и лучезарные соцветия семи разнообразных сортов.
Земля в этот день считается оплодотворенной, она дает самые ценные дары. Кувшин с особым содержимым принято держать открытым под звездным небом. Чтобы перенести благодать на свое тело в сосуд девушки опускают личные вещи: кольца, серьги, булавки или пуговицы, а потом с особым трепетом достают, носят целый год. Содержимое сосуда не выбрасывают, а применяют в хозяйстве: воду – для теста, цветы – на корм животным. Заканчивается день вечерними гуляньями, песнями, танцами. В небо выпускают целые стаи белых голубей – символ добра, чистоты, надежды.