Надо было, чтобы я стал композитором: ко дню рождения Эдварда Мирзояна - RadioVan.fm

Онлайн

Надо было, чтобы я стал композитором: ко дню рождения Эдварда Мирзояна  

2021-05-12 21:05 , Немного О..., 227

Надо было, чтобы я стал композитором: ко дню рождения Эдварда Мирзояна
Много случалось в моей жизни такого, о чем я не рассказываю, но как будто все было предрешено и запланировано уже кем-то…Надо было, чтобы я стал композитором. Хотя на третьем курсе профессор сказал обо мне, что у меня нет перспективы. Эдвард Мирзоян

Эдвард Мирзоян – представитель армянской музыкальной школы, создавший музыкальные произведения классического стиля, которые принесли славу и признание их автору и стране, и заняли свое достойное место в мировой музыкальной сокровищнице.

Творчество Мирзояна отличают драмматическая направленность и психологическая углублённость, выразительность лирических образов, жанрово-тематическая связь с народной музыкой. В его произведениях отразились стилевые тенденции, характерные для развития современной армянской музыки.

Эдвард Мирзоян родился 12 мая 1921 года в городе Гори (Грузия) в семье композитора Микаэла Мирзояна. Ему было три года, когда семья переехала в Ереван. Творческий путь Мирзояна был тернистым: родители в нем видели врача, но тем не менее отдали учиться в музыкальную школу. В одном из своих интервью композитор вспоминал:

«В 8-летнем возрасте я поступил в музыкальную школу и ужасно не любил заниматься. И вы представляете, до того не любил, что просил соседских мальчишек, игравших на улице, предупреждать меня, что мама возвращается с работы, и тогда я бегом бросался к инструменту, чтобы притвориться, будто я занимаюсь. Можно сказать, что решающую роль сыграл такой факт. Мой педагог задал сыграть Поэму для фортепиано Арама Хачатуряна. И вы знаете, передо мной совершенно неожиданно открылся новый мир. И мое отношение к музыке совершенно изменилось».

Надо сказать, что в те времена, когда он учился в музыкальной школе, многие не верили, что он может стать великим композитором. И уже в консерватории его преподаватель Вардгез Талян разглядел в юном Мирзояне будущего великого музыканта.

«Свое первое произведение я не закончил. А написал его по совету моего отца – композитора Михаила Мирзояна, которого мало кто помнит сейчас. Он писал песни и романсы, был очень умным человеком. И первым свидетельством его ума является то, что, кроме песен и романсов, он больше ничего не писал. И вот однажды, когда мне было лет 11, к нам пришел Романос Меликян. Он часто бывал у нас... И однажды, в один из таких визитов, мой отец решил, чтобы я сыграл ему свое произведение. Он внимательно послушал и сказал: «У тебя неплохое чувство гармонии». Он нашел, что я должен продолжать. И я продолжал».

В 1941 году Мирзоян окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна (дипломная работа – симфоническая поэма «Лореци Сако»). В 1946–1948 годах совершенствовался в музыкальной студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве у Г. И. Литинского (композиция, полифония), Н. И. Пейко, Н. П. Ракова (инструментовка), В. А. Цуккермана (музыкальная форма), Б. М. Берлина (фортепиано).

С марта по ноябрь 1942 года служил в рядах Советской Армии. В годы Великой Отечественной войны сочинил ряд военно-патриотических песен, романсов, инструментальных произведений, самым популярным из которых стала хоровая песня «Родина зовет» на слова поэта Азата Вштуни. В феврале 1944 года на конкурсе лучших армейских песен Эдвард Мирзоян занял второе место, написав «Слава Красной армии» (на слова Ованнеса Шираза). В тот же период композитор завершает работу и над симфонической поэмой «Героям отечественной войны», премьера которой состоялась в Тбилиси в 1944 году и имела большой успех.

Уже после войны Мирзоян работал в Москве, в музыкальной студии Дома культуры Армении. В это время он написал ряд значительных произведений, в том числе «Квартет» - одно из своих наиболее популярных произведений.

В 1948 году композитор вернулся в Ереван, где начался период его активной творческой и общественной деятельности. С 1949 года Мирзоян вел класс композиции в Ереванской консерватории (с 1965 года - профессор). Среди его учеников такие известные армянские композиторы, как Константин Орбелян, Авет Тертерян, Роберт Амирханян.

Первую и знаменитую свою кантату «Армения» Мирзоян написал во время учебы в Москве в 1948 году. Впервые произведение было исполнено в январе 1949 года. Маэстро было 35 лет, когда он возглавил пост председателя композиторов Армении, которое продлилось на целых 35 лет. В конце 1956 года был избран президентом Международного союза армянских композиторов, занимал эту должность до 1991 года. С 1962 года Мирзоян являлся секретарем правления Союза композиторов СССР.

Эдвард Мирзоян был одним из крупнейших армянских композиторов своего времени, одним из «армянской могучей кучки» которым покровительствовали Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Этими композиторами были Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Лазарь Сарьян и Адам Худоян.

«Хачатурян – это величайшее явление и потрясающая индивидуальность, и он говорил нам: «Вы все – мастера. Вам нечего учиться каким-то азам». Но мне кажется, что это не очень правильно: учиться нужно обязательно!».

С Арамом Хачатуряном

Эдвард Мирзоян написал много разножанровых произведений: кантаты «Армения» (1948), «Праздничная кантата» (1949) и «Советская Армения» (1950); симфонии для струнного оркестра и литавр (1962), увертюры для симфонического оркестра (1947), камерно-инструментальные ансамбли - интродукция и Перпетуум мобиле для скрипки с оркестром (1957), струнный квартет (1947), соната для скрипки и фортепиано (1939), сонаты для виолончели и фортепиано (1967), а также песни, романсы и музыку к фильмам, в том числе – «Обвал» (1960), «Двенадцать спутников» (1962) и к другим.

«Я написал очень мало произведений для фортепиано. Однажды моя дочка сказала: «Папа, я еще во втором классе просила, чтобы ты написал для меня фортепианное произведение, и каждый год прошу. Я уже заканчиваю школу, а ты для меня так и не написал ничего». Я со стыда уехал в Дилижан и написал произведение… но я не ожидал, что Золотова, автор книги о пианизме, напишет, что Поэма для фортепиано стала репертуарным произведением».

Среди произведений армянской симфонической музыки уникальное место занимают симфония композитора для струнного оркестра и литавр. Премьера симфонии состоялась на Третьем всесоюзном съезде композиторов в 1962 году.

В своем лучшем сочинении композитор предстает во всеоружии зрелости и мастерства. Он создает произведение, в котором господствуют уравновешенность чувств и светлая гармония. Есть в симфонии элемент драматизма, настроения грусти и даже скорби, но общую ее своеобразную атмосферу определяет моцартианское начало – ясность духа, изящество мысли, гармоничность мироощущения, умное и точное мастерство.

За свой вклад Эдвард Михайлович неоднократно получал награды, среди них: «орден Ленина», орден «Знак Почёта» и ряд медалей.

«Я в жизни никогда не был завистливым. И знаю, что каждый завистливый обычно произносит эти слова. Скажу неожиданную вещь: я слишком долго не верил в то, что я делаю. Но когда в конце концов я понял, что где-то ошибаюсь, характер все же остался».

Эдвард Мирзоян скончался 5 октября 2012 года в Ереване. Похоронен в Пантеоне им. Комитаса.

Лента

Рекомендуем посмотреть