Творческое наследие
Антонин Дворжак - композитор, который оставил потомкам огромное творческое наследие. Он фактически создавал одно сочинение за другим и постоянно жаловался, что руки не успевают записывать его мысли. Произведения композитора, пленяющие удивительным мелодизмом, основаны на ритмических и интонационных особенностях чешской народной музыки, но в то же время они вобрали в себя элементы венской классики и романтизма. Сочинения Дворжака отличает эмоциональная выразительность, красочность инструментовки, ритмическое и гармоническое разнообразие, а также ясность музыкального мышления. Очень многим произведениям композитора присуща жизнерадостность и юмор, но, кроме этого, они очаровывают необычайно теплой и нежной лирикой.
Творческая активность Дворжака поражает: он является автором большого количества произведений самых различных жанров. Особо выделяются его симфонические, хоровые и камерные сочинения, ведь именно они являются наиболее ценным вкладом композитора в сокровищницу мирового музыкального искусства. Про оперное творчество Дворжака, которое включает в себя десять произведений, этого сказать нельзя. Некоторые критики считают этот жанр единственным не покорившимся гению композитора, хотя его предпоследняя опера «Русалка» стала признанным шедевром и не сходит со сцен многих театров мира. Необходимо отметить симфоническое творчество Дворжака, оно очень разнообразно и включают в себя, во-первых, девять симфоний (последняя, под названием «Из Нового Света», включена в репертуар многих оркестров мира и является одним из самых исполняемых оркестровых произведений композитора), во-вторых, кроме симфоний в этом жанре Дворжак сочинял поэмы, увертюры, концертные оркестровые произведения, такие, как «Славянские танцы», «Карнавал» и «Славянские рапсодии», а также инструментальные концерты для скрипки, фортепиано и виолончели.
Большое внимание в своём творчестве Дворжак уделял хоровой и вокальной музыке. Он написал пять кантат и ораторию «Святая Людмила». Многие его произведения этого жанра, такие, как «Реквием», «Псалом 149» и «Mecca» D-dur были в своё время достаточно популярны, но лучшими образцами хоровой музыки 19-го века в нынешнее время считаются «Stabat Mater» и «Те Deum». Из вокальной музыки Дворжака стоит выделить цикл «Моравские дуэты», сыгравшие важную роль в творческой биографии композитора, цикл «Кипарисы», который он пересматривал несколько раз, делая новые редакции, и в результате весь музыкальный мир сегодня знает восемь романсов под общим названием «Песни любви». А также несколько произведений для голоса и органа, например: «Ave Maria» и «Гимн святой троице».
Особое место в творчестве Дворжака занимало сочинение камерной музыки, так как именно на ней он оттачивал своё композиторское мастерство. Это струнные трио, квартеты, квинтеты и секстет, фортепианные трио и квинтеты. Кроме этого, у композитора довольно много произведений для фортепиано, а также для скрипки и виолончели в сопровождении фортепиано.
Дворжак и Америка
Когда Дворжака в первый раз пригласили посетить американский континент, он сразу отказался, так как был человеком, который не любил перемену мест. Но вдруг из-за океана пришла телеграмма с приглашением возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Несмотря на то, что отказ от композитора последовал незамедлительно, руководство учебного заведения следом за первым прислало другое послание, в котором предлагало такие финансовые условия, что Дворжак стал задумываться, так как на такие деньги можно было не только выучить детей, но и обеспечить себе старость. В результате он согласился, простился с семьей, пересёк океан и 1 октября 1892 года приступил к своим обязанностям.
Задача Дворжака состояла не только в том, чтобы правильно организовать работу недавно созданной консерватории и научить студентов мастерству, но и оказать помощь в создании высокохудожественной национальной самобытной музыкальной культуры. Наладить учебный процесс было не сложно, штат был укомплектован из 50-ти опытных преподавателей, а студенты были достаточно дисциплинированными, и некоторые из них обладали незаурядными талантами. Хуже дело обстояло с музыкой, которая должна иметь национальной американский колорит. Дворжак прикладывал много усилий, чтобы разобраться каковы должны быть её истоки. Он заставлял темнокожих студентов петь ему негритянские песни, встречаясь с индейцами, просил изобразить их народную музыку. Композитор думал, какую музыку должен услышать американец, чтобы напоминала ему о родном доме. Однако ответа на этот вопрос Дворжак найти не мог, хотя в газетах началась шумиха о том, что композитор считает основой американской музыки мелодии чёрных рабов.
Дискуссия в прессе скоро из музыкальной перешла в политическую сферу. Белое население Соединённых Штатов не допускало преимущество ни индейцев, ни чернокожих, даже в области искусства. Во время такой полемики все с большим интересом ждали исполнения новой симфонии, которую композитор полностью написал в Америке. Сам Дворжак очень сильно переживал, если премьера провалится, то его американской карьере наступит конец, и всё то, что он успел сделать для консерватории, пропадёт, а кроме того пошатнётся репутация композитора. В таком нервозном состоянии поехать на родину в отпуск композитор не мог, но очень соскучившись по семье, попросил свою родственницу помочь привезти жену и детей в Америку. К большому счастью премьерное исполнение симфонии имело ошеломляющий успех, о котором на следующее утро кричали все нью-йорские газеты, при этом страстно рассуждая, «американская» эта музыка или нет. Дворжак в Америке стал очень популярным человеком, однако радости это не приносило: композитор сильно тосковал по родине.
Личная жизнь
Антонин Дворжак всегда слыл очень скромным человеком. В молодости он был замкнут, всегда погружён в работу и избегал общества женщин. Его родственники очень переживали, что он никогда не создаст свою семью, но случилось чудо, молодой человек влюбился. Избранницей Антонио была юная, черноглазая, прехорошенькая Йозефина Чермакова - дочь пражского ювелира, а кроме этого, актриса драматической труппы «Временного театра». Всё началось с того, что Дворжака пригласили в дом Чермака в качестве преподавателя по фортепиано для дочерей ювелира: старшей Йозефины и младшей Анны. Поначалу Антонин радовался, что у него появилась возможность подзаработать денег, но он сам не заметил, как влюбился в обаятельную резвушку Йозефину. К большому сожалению, очаровательная кокетка не ответила на чувства молодого человека и впоследствии вышла замуж за графа Воцлава Коуника. Все свои переживания от безответной любви он выразил в вокальном цикле «Кипарисы». Прошло немного времени и Антонин вновь встретил девушку, которой сделал предложение. Это была дочь его коллеги по оркестру - Анна Матейкова. Однако опять отказ и разочарование.
Тем временем младшая сестра Йозефины – Анна подросла и превратилась в прелестную девушку, которая стала оказывать своему учителю особое внимание. Она обладала покладистым характером, имела красивое контральто и прекрасно играла на фортепиано. Такая девушка как нельзя лучше подходила в жёны начинающему композитору. Биография Дворжака гласит, что венчание состоялась 17 ноября 1873 года, а в апреле следующего года у молодой четы на свет появился первенец, которого назвали Отакаром. Семья быстро разрасталась: через год родилась девочка Йозефа, а ещё через год ещё одна дочка – Ружена. Семейную жизнь композитора нельзя было назвать безоблачной. Несмотря на то, что Антонин всё время искал подработку, денег постоянно не хватало, да к тому же постоянно болели дети. И вот в дом Дворжаков ворвалась страшная беда: один за другим умерли все трое их детей. Сначала не стало Йозефы, потом раствором фосфора случайно отравилась Ружена, и через месяц, в том же 1877 году, от кори скончался Отакар. Горю родителей не было предела. Счастье в семью вернулось через год вместе с рождением дочери Отилии, а затем и ещё пятерых детей: Анны, Магдалены, Антонина, Отакара и Алоизии.
Семья Дворжака
Интересные факты о Дворжаке
◆ В нынешнее время дом в Нелагозевесе, в котором родился и провёл детство великий чешский композитор, арендуется государством у хозяев за условную плату в размере одной кроны в год: там располагается Музей чешской музыки.
◆ Австрийское правительство решило поощрить Антонина Дворжака, назначив его бессменным членом Верхней палаты парламента. Композитор прибыл ко двору, принял присягу и поучаствовал в первом для него заседании. Больше он там, несмотря ни на какие уговоры, никогда не появлялся.
◆ Йоганес Брамс настолько хорошо относился к Дворжаку, что к концу жизни, когда стал совсем нелюдим, желал, чтобы его чешский друг был всегда с ним рядом. Он предлагал Антонину хорошую работу в Вене и финансовую поддержку.
◆ Когда Антонин Дворжак приехал в Лондон, то был поражен размаху англичан. Для исполнения его «Stabat Mater» в престижном концертном зале «Алберт-холл», вмещающем до девяти тысяч зрителей, организаторы задействовали хор в количестве 840 человек, большой оркестр и грандиозный орган.
А. Дворжак с женой Анной в Лондоне, 1886 год
◆ Антонин Дворжак был очень плодовитым композитором. Едва закончив одно своё творение, он начинал новое и всегда обижался, что для произведений ему не хватает наименований: все поэтичные и оригинальные названия разобрали другие композиторы, особенно по этому поводу Дворжак обижался на Шумана.
◆ Жители Праги с большим уважением относились Дворжаку и очень гордились, что у чешского народа есть такой сын, который прославил их страну. Например, хозяин дома, у которого композитор вместе с семьёй снимал жильё, больше никому из квартирантов, кроме Дворжака, не разрешал иметь музыкальные инструменты, чтобы никто не мешал композитору создавать его творения. Если Дворжак не играл, значит везде должна царить тишина, – композитор отдыхает.
◆ Антонин Дворжак, был настолько требователен к себе, что свою оперу «Король и угольщик» переделывал три раза. Написав её в 1871 году, через три года он её почти полностью переписал, а затем в 1887 году внес изменения в либретто, что повлекло за собой изменение музыкального материала. В 1990 году композитор вновь захотел отредактировать это произведение и переписать партитуру, но, в конце концов, всё же оставил эту затею. Точно такая же участь постигла и оперу композитора «Димитрий».
◆ Многострадальная Опера Дворжака «Король и угольщик» несколько раз ставилась в Пражском театре, но в других странах её никогда не слышали.
◆ Свои знаменитые «Моравские дуэты» композитор посвятил Яну и Марии Нефф, по просьбе которых они и были написаны. В дальнейшем Ян Нефф, оказавший помощь в издании этого творения Дворжака, отдал распоряжение несколько экземпляров красиво переплести, а затем с сопроводительными письмами, в которых подделал подпись Дворжака, отправил их И. Брамсу и другим авторитетным деятелям искусства. Через некоторое время композитор получил письмо с благодарностью от известного австрийского музыкального критика и музыковеда Э. Ганслика. Недоумению Дворжака не было предела, ведь он ничего не отправлял.
◆ Антонин Дворжак был очень требователен к себе как к композитору и постоянно отправлял свои, как он считал, не достаточно удавшиеся произведения в «ссылку», а когда возвращал их оттуда, что-то подправлял и отдавал издателю. Так, написанная в 1875 году симфония №5, была впервые исполнена в 1879 году, а затем восемь лет пролежала в стопке бумаг. В 1887 году автор о ней вспомнил, достал, кое-что подправил и отдал в печать. Поскольку в издательстве недавно напечатали симфонию композитора №6 под номером один, а симфонию №7 под номером два, то на симфонии №5 поставили номер три, несмотря на то, что композитор написал её гораздо раньше. Вот такая получилась путаница.
◆ Дворжак был большим патриотом своей страны, но об этом никогда громко не говорил. Однако он отказался писать оперу на немецкий текст и был очень возмущён, когда в Англии на афише увидел своё имя, напечатанное на немецкий лад – Антон. Композитор потребовал от устроителей концерта немедленно переделать афиши.
◆ Всеобщее признание творчества Антонина Дворжака постоянно заслуженно отмечалось правительственными наградами и различными почётными званиями. Он являлся обладателем ордена «Железной короны» III степени и медали «За литературу и искусство», а также получил почётные звания члена Чешской Академии наук и искусств, Лондонского филармонического общества и венского «Общества друзей музыки». Кроме этого, композитор стал доктором музыки Пражского и доктором Кембриджского университета.
◆ Из биографии Дворжака мы узнаём, что композитор страдал от агарофобии (боязни открытого пространства), которая постоянно у него прогрессировала. В последние годы своей жизни он настолько боялся широких площадей и скоплений народа, что выходил на улицу только в сопровождении родных или друзей.
◆ Композитор с пристрастием относился к двум вещам - голубям и паровозам. В своём летнем доме он велел построить голубятню, а во время прогулок по Праге обязательно прокладывал свой маршрут через вокзал. Он знал наизусть номера паровозов и имена машинистов.
◆ Самый крупный музей Антонина Дворжака находится в столице Чехии в одном из самых красивейших зданий: дворце, построенном в барочном стиле, который пражане называют «Америка». В музее представлена замечательная коллекция вещей и документов, принадлежащих композитору и рассказывающих о его жизни и творчестве.
◆ Имя Дворжака носит астероид и один из кратеров на планете Меркурий.
P. S.
Некоторое время творческому наследию Антонина Дворжака не уделяли должного внимания, но сегодня его музыка вновь очень популярна. Симфонические произведения композитора непременно входят в репертуар известнейших симфонических оркестров, а также в программы различных фестивалей. Сила музыкальной мысли его творений в том, что она дарит людям радость и умиротворение, призывает их к любви и добродушию.
По материалам soundtimes.