Он написал музыку к фильмам «Место встречи изменить нельзя» и «Пираты ХХ века»: Евгений Геворгян – пионер фри-джаза в СССР - RadioVan.fm

Онлайн

Он написал музыку к фильмам «Место встречи изменить нельзя» и «Пираты ХХ века»: Евгений Геворгян – пионер фри-джаза в СССР

2021-04-30 21:43 , Немного О..., 4380

Он написал музыку к фильмам «Место встречи изменить нельзя» и «Пираты ХХ века»: Евгений Геворгян – пионер фри-джаза в СССР

Евгений Дмитриевич Геворгян родился 2 июня 1936 года в Москве. Детство провел в Иране – отец там работал на строительстве какого-то важного государственного объекта. Получил домашнее музыкальное образование и, как водится, однажды услышав незнакомую музыку, влюбился в нее и начал ее играть. Впоследствии оказалось, что это джаз, а ему тогда было всего лишь лет 10-11.

Когда ему исполнился 21 год, он начинает играть в одном из первых советских диксилендов Владислава Грачева, отдавая предпочтение традиционному джазу. В 1957-60 годы Геворгян играл в любительских танцевальных оркестрах, преимущественно в модном тогда стиле диксиленд, в 1962-м увлекся атональной музыкой, собрал несколько ансамблей, из которых самым известным стало трио с контрабасистом Андреем Геворгяном и барабанщиком Юрием Нижниченко.

Тогда буквально гремело молодежное кафе «Аэлита», cтавшее вторым джазовым местом в Москве (первое, безусловно, было кафе «Молодежное»). Его слава и престиж создавались в большей степени усилиями молодых энтузиастов - архитекторов и дизайнеров, ученых и поэтов. Среди первых музыкантов, игравших в кафе, были Евгений Геворгян (фортепиано), Николай Громин (гитара), Андрей Геворгян (контрабас, кстати, родной младший брат Евгения, виолончелист по образованию) и Владимир Журавский (ударные). Звучала вполне традиционная музыка. В те же 60-е годы Геворгян окончил Московское высшее техническое училище и впоследствии дослужился до поста главного инженера завода «Борец». Но, несмотря на занятость, он всегда находил время, чтобы выступать в кафе «Аэлита» или «Молодежное» и писать музыку.

Но уже на первыхфестивалях в Москве Геворгян стал игратьчто-то невообразимое по тем временам, что-то очень непонятное, новызывающее значительный интерес у слушателей,почти полное недоумение у критиков и абсолютное неприятие официальных лиц. Это был фри-джаз, свободный джаз, набиравший тогда силу благодаря известным американским джазовым музыкантам. И сегодня Евгения Геворгяна почти официально считают первым исполнителем фри-джаза в России. Михаил Кулль вспоминает, что когда Евгений играл в составе своего трио на джаз-фестивале 1965 года, то это было классическое джазовое трио с элементами авангарда. Но уже на фестивале в 1967 году он выступил дуэтом с барабанщиком, и эта его музыка обернулась настоящим шоком для всех, кто слушал его. Так на сцене в СССР еще никто не играл. Уже следующий фестиваль 1968 года приносит новую сенсацию – очередное выступление геворгяновского квартета, в котором на сей раз, солирующую роль предоставили виолончели! Известный советский исследователь джаза Юрий Верменич в своей книге «Мои друзья – джазфэны» пишет : «Моим самым глубоким впечатлением этого фестиваля в Доме культуры им.Горбунова стало выступление Жени Геворгяна с Юрой Нижниченко на барабанах с «Плачем Ярославны», «Масками» и остальной геворгяновской музыкой».

С течением времени Геворгян увлекся сочинением музыки с привлечением фольклорных элементов. После успеха композиции трубача Андрея Товмасяна «Господин Великий Новгород» он вплотную стал заниматься сочинением музыки. Участвовал во многих фестивалях, на которых показывал собственные пьесы, наиболее интересные из которых – «Три цвета джаза», «Маски», «Игорь Святославович», «Чабан», «Человек и море», «На горизонте ты мне кажешься наездником» и другие. Геворгяна увлекала также идея создания и синтетической музыки «СиДжаРо» (симфония-джаз-рок) и звучания галактики (странное по тем временам сочинение «Сады Аэлиты» наделало много шума).

Геворгян много выступал на московских и таллиннских джаз-фестивалях, вызывая значительный интерес публики. Но после 1968 года внезапно отошел от джаза и занялся сочинительством киномузыки. Последние его джазовые выступления приходятся на фестивали 1977 и 1988 годов в Москве. Исключение он сделал только для Новосибирска, выступив в «Академгородке» в середине 80-х годов. Причем если на 1-м симпозиуме новоджазовой музыки он играл в трио с саксофонистом Львом Михайловым и барабанщиком Юрием Нижниченко, то на 2-й симпозиум в 1988 году он привез уже квартет, добавив исполнителя на синтезаторе Дмитрия Геворгяна, своего сына. Были еще выступления в Ярославле и Казани, но уже было ясно, что это лишь дань памяти и прожитым годам в джазовой музыке.

Как оказалось, Геворгян добился больших успехов в киномузыке. Он написал музыку более чем к 40 фильмам. Среди них такие суперпопулярные хиты, как музыка к телефильму Сергея Говорухина «Место встречи изменить нельзя», его же полнометражной картине «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Рейс первый, рейс последний», режиссера Сергея Гаспарова,и, наконец, знаменитые «Пираты XX века» режиссера Бориса Дурова, самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм, который посмотрели около 90 млн человек, а к 1990 году число зрителей достигло примерно 120 миллионов. Великолепная музыка, мелодичная, умная, в то же время напряженная и яркая.

Никита Богословский, Владимир Высоцкий, Евгений Дмитриевич Геворгян и Аркадий Арканов на творческом вечере братьев Вайнеров в Центральном доме литераторов имени А.А.Фадеева. 20 января 1980 года

И все же композиторское дарование Геворгяна было нестандартным и вызывало недоумение у профессионалов. Это послужило причиной тому, что автор музыки к массе кинофильмов так и не был принят в Союз композиторов. Хотяпрактически все признавали красоту его мелодий, не подпадавших под обычное определение «киномузыка».

К огромному сожалению, музыка Геворгяна не была «запротоколирована» - ни джазовая, ни киномузыка не выходили отдельными альбомами. Лишь две композиции оказались на фестивальном альбоме «Московский джаз-фестиваль» 1965 года. И сегодня уже трудно сказать, как звучала джазовая музыка братьев Геворгян. Сейчас никто, кроме очевидцев, не может доказать, что именно Евгений Геворгян явился первопроходцем новой джазовой музыки в СССР. Но, может быть, где-то есть, где-то в архиве лежит пленка с записью их выступления, и если ее найти, то слава пионера свободного джаза страны будет уже официально закреплена за ним.

Единственное, что осталось в записи из его произведений, это двойной альбом сказки «Алиса в стране чудес», в ходе работы над которой он активно сотрудничал с Владимиром Высоцким. Работая в киноиндустрии, он встречался и дружил со многими известными актерами советского периода, хотя и был, как утверждают, человеком с непростым характером, с очень резкими взглядами и суждениями.

В середине 90-х годов Евгений Дмитриевич Геворгян уехал в США, где и скончался3 ноября 2016 года в городе Фрамингам (шт. Массачусетс, США).

Источник – armjazz.info.

Лента

Рекомендуем посмотреть