Свидетелями Геноцида армян стало множество миссионеров, посвятивших свою жизнь спасению армянских женщин и детей. В их числе были преданные делу члены скандинавской миссионерской организации. Речь идет о датской евангелической организации «Работницы женской миссии» (РЖМ) (Kvindelige Missions Arbejdere, K.M.A.), основанной в Копенгагене в 1900 г. Девиз организации полностью характеризует цели деятельности: «Женщины, работающие для женщин». Основными источниками, вдохновившими создание «Работниц женской миссии», была основанная в 1894 г. шведская РЖМ, а также современные общественные движения датского возрождения: Внутренняя миссия и так называемый Международный протестант, целью которого было распространение Евангелия и просвещения. Важным стимулом для формирования организации явились погромы Абдул Гамида, произошедшие в Османской империи в первой половине 1890-х годов.
На первом этапе датская миссия сосредоточилась на распространении сведений о роковом положении армян, а также уходом за армянскими сиротами, находящимися на американском и германском иждивении в Битлисе, Ване, Муше, Харберде и Костантинопле. Однако вскоре они поняли, что нуждаются в собственном сиротском приюте и действующих миссионерах. Таким образом, в 1902-1903 гг. в селе Мезре провинции Харберд был основан датский сиротский приют «Эмаус». Одной из миссионерок, отправленных РЖМ в Харберд для миссионерской деятельности, была Карен Мария Петерсен, которая в 1909 г. была назначена директором сиротского приюта «Эмаус».
Карен Мария Петерсен
Петерсен родилась в 1881 г. в датском городе Нюкобинз в семье среднего социального уровня. Хотя о ней нам мало известно, но мы знаем, что свои молодые годы Мария отдала спасению армянских женщин и детей. К концу войны она удочерила маленькую девочку, которою назвала Хуйс (Надежда). Как и другие миссионеры, Петерсен стала очевидцем Геноцида армян 1915 г., зафиксировала свидетельства варварства и спасла многие жизни. Предчувствуя угрожающую «Эмаусу» опасность, Мария обеспечивала самые необходимые нужды детей и женщин, находящихся на ее попечении: еду и одежду.
Датский сиротский приют «Эмаус»
Она была одной из многих, любой ценой получившая разрешение «сопровождать» своих родных армян в дороге депортации и ставшая свидетельницей их голгофы. В дневниках Петерсен описывает свое душевное состояние, отмечая даже, что надолго потеряла желание жить: «… многие, особенно в нищих кварталах, не хотели верить, что все это серьезно. Они не хотят уходить, плачут и умоляют: «дайте нам здесь умереть», но у них уже нет дома и они вынуждены идти за другими… «Мы взяли свой крест и идем за Иисусом»… «Мы идем навстречу смерти, молитесь за нас». От этих слов наши сердца разрывались от мысли, что видим эту трагедию, но не можем ничего поделать…».
Мария Якобсен и Карен Мария Петерсен, озеро Гюльджук, 1910г.
Являясь свидетельницей депортации армян, Петерсен смогла собрать ряд фактов о выживших в 1915 г., но ее дневники сохранились только в виде нескольких публикаций, которые находятся в архивах датской РЖМ. В одной из публикаций 1920 г. Петерсен отметила выпущенный османскими властями плакат, который полностью отразил политику преследования армян: «Каждый, будь он мусульманин или христианин, кто спрячет в своем доме армянина, будет повешен на двери дома, а дом будет сожжен и превращен в пепелище».
Группа эвакуированных из Харберда 5000 армянских детей, 1922 г.
В другой публикации 1932 г. Мария подробно и красочно представляет судьбу армян Харберда, их депортацию и резню, истребление культуры и религии армянского народа: «Октябрь 1915 г. Прогулка в процессе депортации… Мы отклонились от главной дороги, были счастливы от солнечного света и свежего воздуха. Однако скоро наша радость омрачилась от ужасного зрелища скелетов, свежевыкопанных могил и разбросанных по полю костей… В селах уничтожают все церкви. Трудно развалить вековые стены, но они должны быть разрушены. Все признаки христианства должны исчезнуть…».
Сцена насильственного выселения армянского населения
Мария Петерсен не только в воспоминаниях описала родной Харберд, но оставила и картины. Самая выразительная из них – это написанная в 1917 г. картина «Мезре» («Mezire»), где представлена панорама Мезре. На полотне видны золотые поля Харберда, озеро Цовк (Гюльджук, в настоящем - Газар), датский и немецкий сиротские приюты, село Ехеги, здание знаменитой фабрики братьев Фабрикаторянов. Можно сказать, что на полотне Петерсен отобразила армянскую среду Харберда, которая стал для нее родной и близкой.
Картина «Мезре» («Mezire»), нарисованная Карен Марией Петерсен
Все преданные члены РЖМ были готовы вернуться и продолжить свою деятельность после войны, однако подъем националистического движения, возглавляемого Мустафа Кемалем, препятствовал их намерениям. Таким образом, Карен Мария Петерсен в рамках РМЖ продолжила свою деятельность в Сирии и Ливане, посвятив себя делу попечительства армянских беженцев.