История любви, породившая шедевры: Рене Магритт и Жоржетта Бергер – безоблачный брак? (часть 1) - RadioVan.fm

Онлайн

История любви, породившая шедевры: Рене Магритт и Жоржетта Бергер – безоблачный брак? (часть 1)

2021-04-18 20:06 , История любви, породившая шедевры, 334

История любви, породившая шедевры: Рене Магритт и Жоржетта Бергер – безоблачный брак? (часть 1)

Рене Магритт — один из тех редких деятелей искусства, биография которого не пестрит скандальными подробностями или эксцентричными выходками и практически укладывается в незамысловатую формулу «родился, учился, женился». Конечно, с тем исключением, что речь идет об одном из известнейших сюрреалистов всех времен. Его личная жизнь была настолько спокойной, что ее можно было бы даже назвать скучной, если бы не пара пикантных моментов, нарушающих ее размеренное и благопристойное течение.

Дочь мясника

Юность будущего художника была омрачена трагедией: когда ему было 13 лет, его мама утопилась в реке. После этого семья не могла оставаться в коммуне Шатле, где произошла трагедия, и отец Магритта вместе с двумя его младшими братьями переехали в Шарлеруа. Там два года спустя он повстречал девушку, с которой проживет в законном браке почти полвека. На ежегодной ярмарке Рене познакомился с Жоржеттой Бергер, двенадцатилетней дочерью местного мясника, и тут же влюбился.

Рене Магритт. Юность, 1924г

Подростки наслаждались беззаботным общением в течение года, пока их не разлучила Первая мировая война. Родители Жоржетты перебрались в Брюссель, а Магритт отправился в бельгийскую столицу в 1916 году, где он проходил обучение живописи в Королевской Академии изящных искусств. И вот в 1920 году фатум вновь сводит их вместе: Рене и Жоржетта случайно встретились в брюссельском ботаническом саду. По легенде, юный художник чрезвычайно растерялся и зачем-то соврал, что идет на встречу со своей возлюбленной.

К счастью, дурацкая выходка не смогла разлучить воссоединившуюся после почти семилетней разлуки пару. Жоржетта дождалась возвращения Рене из армии: с декабря 1920 года по сентябрь 1921-го он служил в бельгийской пехоте. А в июне 1922 года они сыграли свадьбу. Пока художник не стал известным и не начал зарабатывать живописью, его жена приносила основной доход в семью. Она подрабатывала в семейном магазине, торгующем принадлежностями для рисования, где Магритт снабжался красками.

Рене Магритт. Рекламный плакат для модного дома Norine, 1925г

Слава не торопилась с визитом, и ему приходилось работать художником на обойной фабрике, а также графическим дизайнером — до 1926 года, когда он смог заключить контракт с брюссельской галереей Le Centaure, что наконец позволило все внимание посвятить живописи. Тогда Магритт создал первую значительную сюрреалистическую работу «Потерянный жокей», а год спустя состоялась его первая персональная выставка. Но критики отнеслись к экспозиции весьма скептически, и разочарованный художник отправился попытать счастья в Париж, где в то время у публики было больше почтения к сюрреалистам.

Рене Магритт. Потерянный жокей, 1926г

Крестик преткновения

Так вышло, что Жоржетта косвенно стала причиной размолвки Магритта с французскими коллегами. Поначалу все шло как по маслу: он подружился с Андре Бретоном и тот официально принял его в группу сюрреалистов. В 1929 году картины Магритта были представлены в одной из парижских галерей вместе с работами Дали, Миро, Пикабиа, Пикассо и других авангардных деятелей. В последнем, двенадцатом номере журнала «Сюрреалистическая революция», основанного Бретоном, было опубликовано эссе Магритта «Слова и образы», посвященное взаимодействию изображения и высказывания. Литературную мысль художник проиллюстрировал картиной «Вероломство образов», ставшей его визитной карточкой на многие десятилетия.

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка), 1929г

Но из-за одного неудачного ужина отношения бельгийца с парижскими сюрреалистами были безнадежно испорчены. Пара отправилась на званый вечер к Бретону, который, по рассказам Бунюэля — еще одного из гостей, — был в тот день совершенно не в духе. Писатель вспоминал: «Бретон вдруг указал пальцем на маленький крестик, который был у мадам Магритт на шее, и объявил, что этот крестик — возмутительная провокация и что она могла бы надеть другое украшение, идя к нему домой». Жоржетте стало не по себе от этого высказывания, и супруг тут же пришел ей на помощь. По словам Бунюэля: «Магритт вступился за жену, и некоторое время продолжался энергичный спор. Магритты были безукоризненно вежливы и остались у Бретона до конца вечера, однако затем двое мужчин некоторое время не разговаривали друг с другом».

Рене Магритт. Жоржетта за пианино, 1923г

В одном из интервью несколько лет спустя художник делился несколько иной версией события. Якобы замечание Бретона о том, что украшения в виде религиозных символов — это моветон, не адресовалось напрямую к Жоржетте. Но оно все же задело супругов, поэтому они были вынуждены поспешно покинуть званый ужин. Однако вскоре после этого Магритты уехали из Парижа и в течение последующих восьми лет не общались с Бретоном, возобновив деловые контакты с ним только к 1937 году.

Поль Нуже. Тень и ее тень. Брюссель, 1932 год

Ссора с предводителем французских сюрреалистов совпала по времени с закрытием брюссельской галереи Le Centaure, доход от сотрудничества с которой позволял Магритту зарабатывать на жизнь живописью. Вернувшись в бельгийскую столицу, он снова начал трудиться дизайнером в рекламном агентстве, созданном совместно с его братом Полом. Но постепенно его картины становились все более популярными. В 1936 году прошла первая персональная выставка Магритта в Нью-Йорке, а спустя два года — в Лондонской галерее.

Продолжение следует…

По материалам artchive.

Лента

Рекомендуем посмотреть