Многовековая история циркового искусства в Армении: «Театр Арамян» и армянский Геркулес Ованнес Гаспарян - RadioVan.fm

Онлайн

Многовековая история циркового искусства в Армении: «Театр Арамян» и армянский Геркулес Ованнес Гаспарян

2021-04-17 21:53 , Минутка истории, 2085

Многовековая история циркового искусства в Армении: «Театр Арамян» и армянский Геркулес Ованнес Гаспарян

Ежегодно в третью субботу апреля всё мировое цирковое сообщество и любители этого удивительного искусства отмечают необыкновенно весёлый праздник – Международный день цирка (World Circus Day). Он учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру.

Хотя цирк считается одним из древнейших видов искусства, поскольку упоминание о всевозможных выступлениях акробатов, жонглёров, наездников, клоунов… относят еще ко временам Древнего Мира, но в современном своём виде цирк появился лишь в конце 18 века. А его основателем считается английский наездник Филип Астлей.

Цирковое искусство в Армении имеет многовековую историю. В армянской летописи сохранились малочисленные сведения о древних цирковых играх. Езник Кохбаци в пятом веке упоминает о представлениях с дрессированными животными, а Давид Анахт (V-VI вв.) - о стоящей на канате кукле, которую приводили в движение с помощью ниток.

В Армении были распространены ряд цирковых игр – бой зверей, единоборства людей с животными, канатоходство – всем известные пахлеваны. Обычай звериных боев часто покровительствовался и организовывался со стороны духовенства (например, бои буйволов в Эчмиадзине), и состоятельные люди делали пожертвования для церкви. Согласно рукописным данным и былинам, древний и средневековый армянский цирк представлял из себя бродячие театры.

В армянской действительности профессиональный цирк нового типа был основан в 1846 г. в Константинополе. Назывался цирк «Театр Арамян» и успешно функционировал также в Тбилиси и Ереване. Руководителем труппы был исполнитель сложных цирковых номеров атлет Ованнес Гаспарян, которому за невообразимую силу дали прозвище «Новый Геркулес».

Уже добившаяся больших успехов в Константинополе эта цирковая труппа в 1848 г. перед 100 тыс. зрителями показывает сцену пожара на канате длиной в 100 м и высотой в 20 м. Этот сложный и остроумный номер армянского цирка затемняет прибывшие из Европы и Персии труппы.

Летом 1850 г. труппа Гаспаряна пребывает в Ереван, временно останавливаясь на площади Цахи, неподалеку от постоялого двора Гюрджи. В день публичного представления в городе царила праздничная атмосфера. Арена цирка была покрыта пестрым ковром с богатым армянским орнаментом. По убеждению ценителей, искусства того времени эта новоявленная труппа поистине могла носить имя армянского цирка, не только в силу того, что все артисты были армянами, но и потому, что все основные номера были пронизаны национальным духом.

Окончательно, после сложнейших репетиций была продемонстрирована сцена пожара, которая по праву стала крупным событием в жизни ереванцев.

Памятным стало также выступление фокусника Нази Шира, чье творчество сопровождалось народными танцами. Кроме того, он выступал в армянском национальном костюме.

Таким образом, армянский цирк показал свою жизнеспособность: его лучшие номера были включены в собирательные программы уезжающего на гастроли цирка.

К сожалению, в 1867 скончался один из основателей армянского циркового искусства – Гаспарян, оставивший блестящий след в армянском цирковом искусстве.

Уже в советское время в Армении был сформирован состав государственного цирка, с чего и началась новая эпоха армянского циркового искусства. Но это уже другая история…

Лента

Рекомендуем посмотреть