60 лет назад состоялся первый космический полет —Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» отправился с космодрома «Байконур» в открытый космос.
Но «космическая» тема оказалась близка не только ученым, но и дизайнерам — они не раз искали в ней вдохновение в разные годы. Harper’s Bazaar рассказывает о 7 самых ярких «космических» показах в истории моды — от 60-х и до наших дней.
Courrèges, 1964
Космос впервые пришел в моду в 60-е — как раз к началу его освоения людьми. Пионером «космической» одежды стал Андре Курреж. Его дебютная коллекция 1964-го года так и называлась — «Space Age» («космическая эра»). В ней он представил идеальный гардероб для женщины светлого будущего: объемные А-образные платья и пальто, мини-юбки (за право первенства в их изобретении он всю жизнь спорил с англичанкой Мэри Куант) и белые сапожки на плоском ходу. Новаторский стиль дизайнера журналисты вскоре прозвали «Moon Girl look» — «образ лунной девушки». Находки Куррежа определили весь облик моды десятилетия — а годы спустя их продолжают цитировать его коллеги.
Pierre Cardin Haute Couture весна-лето 1970
Еще один легендарный коллега и современник Куррежа (а заодно и его основной конкурент за звание главного футуриста от моды) — Пьер Карден. Дизайнер с самого своего дебюта активно экспериментировал с формами, материалами и аксессуарами — в его понимании «космическая» одежда должна была быть не только эффектной, но еще и функциональной. Он одним из первых начал активно использовать пластик — в своей кутюрной коллекции весна-лето 1970 он сделал из него защитные экраны, напоминавшие шлемы космонавтов (Карден буквально смотрел в будущее – нечто подобное было бы очень полезно в наше пост-пандемийное время). Также исследовательницы космоса, по его версии, должны были носить облегающие кэтсьюты из сетки и расклешенные мини-юбки — наука наукой, а моду никто не отменял.
Thierry Mugler Haute Couture осень-зима 1995
Тьерри Мюглер стал первым дизайнером, который космическую тему трактовал принципиально иным образом, чем его более старшие коллеги. Осенью 1995-го года он представил кутюрную коллекцию, в которой было несколько образов сексуальных киборгов — настоящих соблазнительниц межпланетного масштаба. Золотой корсет и серебряный костюм робота стали настолько культовыми образами, что впоследствии не раз появлялись в клипах и глянце даже годы спустя. Несколько луков с того показа дизайнер даже повторил для тура Бейонсе I am... Sasha Fierce 2009 года.
Givenchy осень-зима 1999
Тема космоса масштабно вернулась в моду в конце 90-х — на заре нового тысячелетия люди ожидаемо ждали прихода второй «космической эры». Причем если в 60-е дизайнеры смотрели в «космическое» будущее с надеждой, то накануне Миллениума — с большой долей тревожности. Лучше всех эти настроения отразил Александр Маккуин, который в то время был креативным директором Givenchy. На своем осенне-зимнем показе 1999-го года для французского Дома он превратил моделей в киборгов, которые механически шагали по подиуму в ботфортах в духе 60-х, угловатых жакетах, вдохновленных фильмом «Бегущий по лезвию» и даже пластиковых корсетах, украшенных переливающимися светодиодами. Получился идеальный микс смутной тревоги, томительного ожидания новой эпохи и увлекательного шоу — все в лучших традициях Маккуина.
Balenciaga осень-зима 2012
Не смог обойти вниманием тему космоса и Николя Жескьер — известный фанат научной фантастики. В осенне-зимней коллекции 2012 года для Balenciaga он создал офисную униформу будущего — с металлизированными тканями, жесткими юбками-трапециями, гипертрофированными плечами и принтами в духе постеров к sci-fi-фильмам 80-х. Эти самые принты на футболках и свитшотах из неопрена стали в тот сезон настоящим хитом — в стритстайл-хрониках они мелькали не реже сумок Chanel или туфель Prada, с которыми не так просто конкурировать.
Chanel осень-зима 2017
Карл Лагерфельд всегда славился масштабными задумками и безграничной фантазией. И когда ему стало немного тесно не Земле, он отправился прямиком в космос — и пригласил в это путешествие нас. Графичный макияж моделей, прически с начесом, А-образны юбки и сапожки на небольшом устойчивом каблуке явно отсылали к «космическим» показам 60-х, а вот металлизированные ткани (даже классический твид) и минималистичные рюкзаки вместо классических сумок-конвертов давали понять, что Кайзер на самом деле устремлен лишь в будущее. Центральной деталью показа была огромная ракета с логотипом Chanel — в финале она стала частью впечатляющего пиротехнического шоу. Некоторым гостям тогда даже казалось, что она вот-вот взлетит.
Salvatore Ferragamo осень-зима 2021
Тяготы ковида и страх экологической катастрофы заставили нас надеяться на светлое будущее не меньше, чем наших предшественников в 60-е. Отсюда — очередной всплеск интереса к футуризму в последних коллекциях. Пол Эндрю, креативный директор Salvatore Ferragamo, пересмотрел свою любимую классику научной фантастики — и выдал коллекцию, которая отлично подойдет для женщин-киборгов и путешественниц во времени (ну или для таких же страстных фанаток ретро-футуризма, как сам дизайнер). В начале показа друг друга сменяли монохромные костюмы и комбинезоны ярких цветов, прямо как из 80-х, потом стали появляться пластиковые и металлизированные вставки, а под конец вышли модели-роботы в металлических «кольчугах» с телом, выкрашенным серебряной краской.