«… И однажды вечером Мкртычи собрались на «чрезвычайный совет». Назавтра, закончив работу, они начали издалека:
- Ну и здорово мы пошутили тогда, а? – обратился отец к кузнецу Гаспару, поглядывая, однако, в сторону Мко.
- Да уж, ты у нас шутник, уста Мукуч…
- Заводить ты умеешь!
Я начал догадываться, что они задумали, и мне захотелось принять участие:
- Люба немного похожа на Мэри Пикфорд…
Варпет Мкртыч посмотрел на меня с одобрением». Агаси Айвазян, «Треугольник»
В первой половине ХХ в. Мэри Пикфорд была одной из самых влиятельных персон в Голливуде и самой известной во всем мире звездой немого кино. Ей удалось не только завоевать любовь сотен тысяч зрителей в США и даже в далеком СССР, но и стать настоящим национальным символом для американцев.
Мэри Пикфорд (настоящее имя Глэдис Мэри Смит) родилась в бедной канадской семье в апреле 1893 года. В семье было трое детей и матери было сложно их всех прокормить. Отец умер рано. По сути дела, у Мэри не было счастливого детства. В пять лет мама отдала ее в театр за небольшую плату. В те времена дети пользовались особым спросом в театре. Были популярны семейные мелодрамы.
На сцене она дебютировала в 8-летнем возрасте, и уже тогда твердо решила стать актрисой. Она чудесно исполняла роли, как мальчиков, так и девочек. Ее героями были дети, способные наставить грешников на праведный путь, а родителей примирить. Сама же Глэдис с самого детства не знала, что такое игры с ровесниками. Она жила в холодных и грязных гостиницах во время гастролей. Образования так и не получила. Однако она чудесно владела зрителями. Если в зале был шум, девочка поворачивалась спиной к зрителям и стояла так до тех пор, пока не наставала тишина.
В 1907 г. Мэри добилась прослушивания у знаменитого режиссера, антрепренера драматурга Дэвида Беласко. По его рекомендации она устроилась в театр на Бродвее, где начала выступать под псевдонимом Мэри Пикфорд. Все члены ее семьи позже взяли такую же фамилию.
Мэри Пикфорд в 1909г
В 1909 году началась карьера Мэри в кино. Ее лицо привлекло внимание режиссера Гриффита. Он начал снимать фильмы лишь год назад. Роль в картине «Ее первые бисквиты» сделала Пикфорд популярной. Каждый новый фильм с ней был еще успешнее. Зрители обожали эту талантливую девочку. Они буквально не могли оторваться от экрана. На самом деле Мэри была очень красивой девушкой. У нее были длинные и вьющиеся волосы, приятные и выразительные черты лица. Она была хрупкой и маленькой, как фарфоровая кукла. Ее поведение перед камерами вызывало восторг у операторов. Она не боялась выглядеть некрасивой. Всегда настаивала на реалистичности своих персонажей. Однако, не смотря на актерскую фантазию Мэри, ее поклонники воспринимали ее как стереотипный образ маленькой девочки, милого ребенка.
17-летняя Пикфорд в одном из своих первых фильмов — драме «Одинокая вилла» (1909)
Премьера каждой ее картины сопровождалась зрительским ажиотажем. Журналисты называли ее «девочкой с золотыми кудряшками» и «божественной куколкой». Чаще всего она играла девочек из бедных семей, наивных золушек, которым приходится отвоевывать свое место под солнцем. Она вызывала не только симпатию, но и сочувствие, желание ей помочь. Именно благодаря этому образу актриса стала любимицей сотен тысяч зрителей.
Но Мэри желала большего. Она не хотела останавливаться на достигнутом и не желала, чтобы ее считали просто красивой женщиной.
После 30 ей хотелось попробовать себя в новом амплуа, и в первом своем звуковом фильме – «Кокетка» – ей это удалось. За эту роль актриса даже получила «Оскар».
Мэри Пикфорд с «Оскаром»
Но с началом эпохи звуковых фильмов ее карьера пошла на спад. Публика все так же хотела видеть ее в образе златокудрой милой девочки и не воспринимала в новых ролях. Их 4-х звуковых фильмов Мэри Пикфорд 2 провалились в прокате. Смена амплуа неожиданно привела не к новому витку, а к финалу ее кинокарьеры.
Однако благодаря своей деловой хватке актриса не осталась не у дел. Вместе с Чаплином, Гриффитом и Фэрбенксом она основала компанию «United Artists», составившую конкуренцию киномагнатам. Эта компания просуществовала до 1981 г. Мэри Пикфорд была также в числе учредителей Американской академии киноискусства. Ей удалось стать одной из самых влиятельных женщин в истории мирового кинематографа.
Гриффит, Пикфорд, Чаплин и Фэрбенкс подписывают соглашение о создании «United Artists» (1919)
Актриса продолжала покорять публику, но теперь уже не на экране, а в качестве общественного деятеля. Она стала председателем Национального фонда борьбы с полиомиелитом и основателем «Фонда помощи нуждающимся киноактерам». А во время Первой мировой войны ездила по американским городам, выступала на митингах, призывая граждан внести свой вклад в победу – купить облигации военного займа. Она приняла участие в съемках агитационного фильма «Стопроцентные американцы» и так горячо пропагандировала любовь к родине, что вскоре превратилась в настоящий национальный символ и получила звание почетного полковника.
Пикфорд обращается к толпе с воззванием покупать облигации военного займа (1918)
Мэри Пикфорд удалось завоевать сердца не только американской, но и советской публики. В 1926 г. она с мужем, актером Дугласом Фэрбенксом посетила СССР, в честь чего были выпущены открытки с их изображением и снят фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд». Режиссер так объяснил свой замысел: «Это сатира на то ненормальное увлечение приездом знаменитостей, которое наблюдалось в дни появления в Москве Пикфорд и Фэрбенкса. Заснята психопатическая толпа, безудержно прущая встречать мировые имена». Их приезд действительно стал сенсацией.
Брошюра о Мэри Пикфорд и Дугласе Фэрбенксе в СССР
А последние 15 лет своей жизни актриса, которую называли одной из самых знаменитых женщин Голливуда, провела в забвении. Она пристрастилась к виски, и вскоре уже не могла обходиться без алкоголя ни дня. Мэри Пикфорд ушла из жизни в 1979 г. в возрасте 86 лет.
Мэри Пикфорд в 1960 году