Певица, о которой писал Немирович-Данченко, вспоминая свои армянские корни: Лусик Кошян - RadioVan.fm

Онлайн

Певица, о которой писал Немирович-Данченко, вспоминая свои армянские корни: Лусик Кошян  

2021-04-04 22:46 , Немного О..., 4330

Певица, о которой писал Немирович-Данченко, вспоминая свои армянские корни: Лусик Кошян

Ей приносили на сцену не только цветы, но и огромные коробки конфет, и вся сцена утопала в сладостях. А в далеких деревнях, где был всего один телевизор на все село, смотрели ее выступления все вместе, собравшись во дворе у председателя колхоза. Кажется, больше ни одну исполнительницу народных песен не любили так, как голубоглазую Лусик Кошян. И тем более удивительно, что именно о ней мы знаем меньше всего. А ведь она была первой артисткой, исполнявшей народную песню в интеллигентной, почти академической манере. Все остальные певицы были не хуже, иные имели лучшие вокальные данные, чем Лусик Кошян, были также любимы, как она. Но все они были потом. А ее звезда взошла первой.

Лусик Кошян

Это было в 1938 году. Лусик Кошян едва исполнилось семнадцать лет. Именитый музыковед, композитор Татул Алтунян вернулся в Армению после окончания Ленинградской консерватории и объявил набор в Ансамбль армянской народной песни и пляски. Лусик пришла на просмотр, предполагая, что ее возьмут в танцевальную группу. Но Алтунян справедливо посчитал, что красота, прекрасные манеры и скромность позволят превратить хрупкую девушку в звезду, в солистку коллектива. И не ошибся, Кошян стала исполнять народные песни, сочетая на сцене вокал с танцами, что в те времена было новшеством. Ансамбль стал самым популярным музыкальным проектом в республике, их стали приглашать на гастроли по всему СССР.

Очень скоро Лусик провозгласили первой красавицей Еревана. Она жила в центре внимания: люди смотрели, как она одета, гадали, не появился ли у нее жених, называли ее именем дочерей. А потом началась война. Армения в стороне не осталась. Многие уходили добровольцами. Армянская диаспора всего мира помогала Советскому Союзу. После Великой Победы, началась репатриация зарубежных армян в Советскую Армению. Нужно отметить, что немногие были готовы сорваться с насиженного места в Европе или странах Ближнего Востока и приехать в коммунистическую страну. Кого-то вдохновил на это ансамбль Алтуняна. После войны они выступали от Алеппо до Парижа, везде, где жили армяне. Дух народной песни, родная атмосфера, звуки песен детства: многие репатрианты признавались, что последнее решение было принято после концерта, после выступления Лусик Кошян.

Особенно памятным было выступление в Париже. Она покорила столицу Франции песней «Лирическая» о тайной любви. Это была авторская песня, написал ее Владилен Бальян на стихи Ованеса Шираза.

Лусик Кошян по левую руку от Мартироса Сарьяна. Фото из личного архива Владилена Бальяна

В согласии с ашугской традицией, посвящена она теме скрытой любви: «Пусть мои чувства останутся в тайне, даже тропинка не должна знать, к какому дому она ведет меня», — такие строки мог написать любой из народных певцов. Именно поэтому она долгие годы считалась народной: слишком точно удалось Бальяну и Ширазу воспроизвести национальный колорит. Другие песни из репертуара Лусик Кошян были, как правило, народными, крестьянскими, в обработке Татула Алтуняна. Музыкант собирал их в экспедициях по всей Армении, затем обрабатывал, часто заменяя характерные для деревенских песен непристойности на поэтические эпитеты. Современники вспоминают, что особенно долго пришло обрабатывать знаменитую «Гапаму». Лусик спела ее первой. Когда ей исполнилось сорок лет, Алтунян предложил ей включить в репертуар песню о сорокалетии незамужней женщины. Певица немного обиделась: «Как же я это спою? Все знают, что мне сорок и что я не замужем, надо мной будут смеяться». Но Алтунян возразил: «Мы просто превратим реальность в песню». Композиция стала очень популярной.

Несмотря на известность, народную любовь, о жизни певицы неизвестно почти ничего. Короткие, скупые сведения в электронных энциклопедиях, обычно с ссылками на записи ее выступлений. Нигде в доступных источниках нет сведений о том, какое у певицы было образование. Очень мало оцифрованных кинозаписей, нет сведений о родителях. А ведь это знаменитая на весь СССР певица, о которой писал Немирович-Данченко, вспоминая свои армянские корни! Когда готовили посвященный ей выпуск передачи «Песнь песней» в Ереване, автор и ведущий программы Хорен Левонян отметил, что найденные авторами сведения слишком скудны. А ведь возможностей у редакторов этой программы больше, чем у простых исследователей, у них есть доступ к архивам Гостелерадио Армении. Как же получилось, что певица, известная не только в Армении, но и во всей диаспоре, не удостоилась внимания биографов?

Сегодня мы можем лишь предполагать, почему так получилось. В советское время белые пятна в биографии артиста чаще всего свидетельствовали о «непростом» происхождении или о наличии в семье репрессированных. Лусик Кошян была удивительно сдержанной и при этом нисколько не скованной: как на сцене, так и в жизни. Именно такая манера держаться была характерна для людей с необычным происхождением.

Кошян скончалась в Ереване в 1984 году в возрасте 63 лет. К тому времени прекрасных певиц, исполняющих народную песню на сцене, было уже очень много, и когда-то привнесенное ею новшество давно стало традицией, как будто существовало с незапамятных времен.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть