Археологи обнаружили фреску с изображением бога-паука из доиспанской культуры купизник (Cupisnique) в регионе Ламбаеке на севере Перу.
Фреску заметили после того, как большая часть храма, где она находилась, была разрушена местными фермерами, которые хотели расширить свои плантации.
Рисунок был нанесен на стену из сырцового кирпича. Судя по всему, эта фреска была яркой и разноцветной. Установлено, что при ее создании использовалась охра. До наших дней дошли следы желтой, серой и белой краски.
По мнению археологов, желтые зигзагообразные части — это ноги паучьего бога. Вертикальная охровая полоса посередине ног — это брюшко. Изображение в форме капли, окруженное желтой рамкой и увенчанне синим прямоугольником, интерпретируется как рукоять ножа или кинжала.
Бог-паук ассоциировался с дождями, плодородием и охотой. Археолог Регуло Франко Йордан предполагает, что этот храм, построенный недалеко от реки, был посвящен водным божествам.
«Паук на святыне ассоциируется с водой и был невероятно важным животным в доиспанских культурах, которые жили согласно церемониальному календарю. Вполне вероятно, что с января по март проводилась особая церемония священной воды, когда с возвышенностей шли дожди», — подчеркнул ученый.
Представители культуры купизник занимали северное побережье Перу примерно между 2000 и 500 годами до нашей эры, и несколько их глинобитных храмов были обнаружены в Ламбаеке. К сожалению, развитие сельского хозяйства нанесло огромный ущерб незаменимому культурному наследию региона. Кирпичный храм в Вентарроне сгорел в огне, устроенном фермерами, которые очищали поля сахарного тростника. Его фрески, возрастом около 4 тысяч лет, старейшие полностью датированные фрески в Америке, были полностью уничтожены.
Недавно обнаруженная фреска, получившая название Tomabalito, также сильно пострадала, когда фермеры попытались расширить свои поля для авокадо и сахарного тростника. С помощью землеройных машин они сровняли с землей около 60% древнего храмового комплекса. О существовании храма стало известно только в ноябре 2020 года, когда Регуло Франко Йордан узнал о появлении монументальной фрески. Он сам осмотрел находку и определил, что сооружению около 3200 лет.
Йордан сообщил об открытии региональным органам управления культурным наследием, которые инициировали срочное археологическое вмешательство. На данный момент цель состоит в том, чтобы сохранить то, что осталось от фрески и территории. Пока археологи проводят расследование, власти обратились с просьбой объявить этот район охраняемым.