Петрос Адамян – не только национальная гордость, но и мировая величина. Он был признан лучшим Гамлетом второй половины XIX века в мировом масштабе. Сам Эрнесто Росси, считавшийся непревзойденным Гамлетом, увидев Адамяна в этой роли, подарил ему свою фотографию с дарственной надписью: «Адамяну - Первому в мире Гамлету». Образы, которые Петрос Адамян воссоздал на сцене, глубоко занимали и волновали его воображение. Он не расстался с ними, покинув сцену, а продолжал размышлять над ними, анализировать, писать о них. В 1886 году выходит в свет (тиражом 1200 экземпляров) его труд «Шекспир и его трагический Гамлет», в рецензии на который Газарос Агаян писал: «Мы знали Адамяна как талантливого актера, известного поэта, способного художника, но что Адамян еще и философ - этого не знали. Не много ли дарований для одного человека!?». Тонкий лирик, интересный поэт, он увлекался также переводами. Переводил Виктора Гюго, Франсуа Копне, Надсона, Некрасова. Сделал свободный перевод 66-го сонета Шекспира, над которым много работал:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье...
Искусство Петроса Адамяна отличалось интеллектуальной глубиной, яркой эмоциональностью, высоким мастерством. Русская печать также признала его одним из крупнейших трагиков мира. Об исполнении роли Гамлета Адамяном была написана специальная работа, в которойрой анализировалась трактовка этого образа. Еженедельник «Искусство» писал, что Адамян вложил в исполнение Гамлета «гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси…». К лучшим ролям актёра также можно отнести: Арбенин («Маскарад» Лермонтова), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Жадов («Доходное место» Островского), Уриэль Акоста (одноименная пьеса Гункова), Коррадо («Семья преступника» Джакометти) и др.
Петрос Адамян
Великий трагик прожил короткую, но красивую, яркую, насыщенную творчеством и событиями жизнь. Родился Петрос Адамян в Константинополе в июне 1849 года. В полтора года он лишился матери, а в двадцатилетнем возрасте отца. Рос, терпел жизненные лишения, мужал, развивал свои дарования самостоятельно. Когда в детские годы к нему пригласили учителя рисования, тот, побеседовав с ребенком, сказал, что он сам уже может учить. Семнадцатилетний юноша начал свою сценическую деятельность в Константинополе, но настоящий успех пришел к нему в Тифлисе, куда он и его сестры, Сирануйш и Астхик, были приглашены актером и режиссером Георгом Чмшкяном. Здесь в 1879 г. Адамян переходит к серьезной драматургии. Впервые на армянской сцене ставятся «Гамлет» (в переводе Сенекирима Арцруни), «Горе от ума», «Маскарад», «Доходное место». Сценическое воплощение Гамлета, Чацкого, Арбенина, Жадова приносят артисту заслуженный успех.
Петрос Адамян в роли Гамлета
География гастрольных поездок Петроса Адамяна постоянно расширялась, как постоянно расширялся и обогащался его репертуар. Его сценическим героям аплодировали Тбилиси и Баку, Ахалкалаки и Александрополь, Шуши и Новый Нахичеван, Астрахань и Казань, Харьков и Киев, Новороссийск и Кишинев. Одесские театралы, восхищенные адамяновскими Гамлетом, Арбениным, Коррадо, Королем Лиром, устраивали неслыханные восторженные овации. Только Адамяну позволялось выходить на поклон в Одесском театре по 10-11 раз, в то время как всем другим актерам - не более трех! Газета «Одесский вестник» писала в 1888 году:
«Ни Росси, ни Сальвини, ни Эрнст Поссарт, ни Людвиг Барнай не дали такого Гамлета, как Адамян».
Петрос Адамян в роли Отелло
Там же, в Одессе, Писаревским была написана и издана первая брошюра «О трагике Адамяне». Петрос Адамян был одним из самых крупных авторитетов в российской театральной среде. О нем писали статьи, исследования, книги. Во время его гастролей в Петербурге театральный критик Владимир Чуйко писал: «Должен был приехать армянский артист, чтобы доказать нам, что Лермонтов истинно театральный драматург». Во время гастролей в Москве Адамяном-Арбениным, как, впрочем, и всеми другими его сценическими образами, восхищались знаменитые артисты московского Малого театра, в числе которых были Гликерия Федотова и Мария Ермолова.
Театральный сезон 1888 года Адамян играл в Константинополе Отелло и Уриеля Акоста в одноименных трагедиях Шекспира и Гуцкова. Он сокрушался, что не мог в этом городе играть Гамлета и Короля Лира, объясняя причину в письме к Вардкесу Суренянцу: «В Константинополе запрещены спектакли, в которых показывается король, потому что в Константинополе - один султан, и даже на сцене не должно быть второго». К этому времени относится празднование 25-летия его сценической деятельности в Константинополе.
Однако больше он этот город не покидал. Постепенно стала подкрадываться роковая болезнь - туберкулез, безвременно прервавшая его жизнь в расцвете творческих сил. Друзья, обеспокоенные состоянием здоровья, пытались оказать ему помощь. Актриса Александринского театра Мария Савина организовала ряд благотворительных спектаклей в пользу великого артиста, но судьба оказалась сильнее: преждевременная смерть в 1891 году оставила незавершёнными все его большие планы…