В четверг, 25 марта на аукционе Sotheby’s в Париже картина Ван Гога «Уличная сцена на Монмартре» была продана за 13 091 250 евро. Произведение более ста лет находилось в семье парижского коллекционера и никогда не выставлялось.
По деревенской улице гуляет оживленно беседующая пара. Около покосившегося забора играют дети. На втором плане машет крыльями мельница, рядом деревья с голыми ветками, весна еще не наступила, но солнце радостное, а свет золотой. Это Монмартр 1887 года, увиденный Ван Гогом. Картина, купленная предком нынешних хозяев в 1920 году, с тех пор висела в кабинете хозяина и никогда не покидала дом. Ее черно-белая репродукция фигурировала в нескольких каталогах, но само полотно никогда не выставлялось, а специалисты не имели возможности его рассмотреть.
Продажа любого произведения Ван Гога — всегда сенсация. Но это событие — особенное, и не только потому, что полотна голландского художника редко появляются на торгах. Французов эти торги волнуют еще и потому, что картина — трижды парижская, она была написана в Париже, на ней изображен Париж, и она никогда не покидала Парижа. Торги тоже проходят во французской столице, таково было пожелание хозяев.
Два брата
А еще этот Ван Гог не похож на других Ван Гогов, считает аукционист дома Mirabaud-Mercier, Клаудиа Мерсье. Пейзаж напоминает родную Голландию художника, здесь не чувствуется шумная монмартрская жизнь, которую часто изображали его современники. Зато хорошо ощущается его собственное настроение. Во время «монмартрского периода» Винсент Ван Гог жил на улице Лепик у брата Тео, с которым его связывала тесная дружба. Место действия уличной сцены — перекресток авеню Жюно и тупика Де-Фрер — совсем рядом. Название тупика переводится как «два брата», трудно представить, что это случайность, считают в Mirabaud-Mercier. Даже масляные краски, которыми написан пейзаж, скорее всего, были присланы автору братом, утверждают на Sotheby’s.
Монмартр, которого нет
Благодаря их качеству картина дошла до нас в безупречном состоянии. Зато сам город почти неузнаваем. Перечную мельницу, получившую название от пряностей, которые на ней мололи, снесли в 1911 году. Монмартр трудно в наше время назвать деревней, здесь больше не найдешь ни покошенных заборов, ни заброшенных садов.
Для искусствоведов картина, входящая в серию монмартрских пейзажей Ван Гога, представляет интерес благодаря обозначившемуся в ней повороту художника к экспрессионизму. «Общая цветовая гамма — не реальный цвет воздуха, а выбранный Ван Гогом для передачи чувства», — говорит Клаудиа Мерсье. Темные тона сменяются светлыми, предвещая яркие краски Арля.
Аукцион прошел онлайн одновременно в Нью-Йорке, Париже, Гонкоге и Лондоне. Первоначальный эстимейт «Уличной сцены» в 5—8 миллионов евро был в итоге значительно превышен. Однако аукцион стал жертвой технического сбоя. Сначала произведение было продано за 16 251 000 евро, но торги пришлось отменить. Во второй раз после 12-минутной битвы между Гонконгом и Лондоном картина ушла за 13 091 250 евро.
В последний раз Ван Гог появлялся на торгах в 2017 году. Тогда аукционный дом Christie's в Нью-Йорке продал картину «Вспаханное поле и пахарь» за 81 миллион долларов.
Произведений Ван Гога практически не осталось в частных коллекциях, все они находятся в крупных музейных собраниях. «Возможно, это последняя возможность купить Ван Гога», — предупреждала перед продажей Клаудиа Мерсье. На данный момент имя нового владельца, воспользовавшегося этой возможностью, не разглашается.
Источник – RFI.