Известный ашуг, поэт-жизнелюбец и талантливый художник: Нагаш Овнатан – основатель династии выдающихся творцов - RadioVan.fm

Онлайн

Известный ашуг, поэт-жизнелюбец и талантливый художник: Нагаш Овнатан – основатель династии выдающихся творцов

2021-03-22 21:23 , Немного О..., 520

Известный ашуг, поэт-жизнелюбец и талантливый художник: Нагаш Овнатан – основатель династии выдающихся творцов

Основатель династии Овнатанян – Нагаш Овнатан в свое время был уникальным человеком: o нем слагали легенды, по его речам – поговорки. Известный ашуг, создатель прекрасной лирики, мудрый наставник, которого часто приглашали на торжества в качестве почетного гостя, он также был и талантливым художником. В иронических, назидательных и застольных стихах, в любовной лирике выступил как поэт-жизнелюбец, прекрасно знавший быт и психологию своего народа. А дошедшие до нас фрески, большинство которых украшают Кафедральный собор Эчмиадзина, говорят об особом стиле и восприятии явлений.

Интерьер Кафедрального собора

Нагаш Овнатан родился в 1661 г. в селе Шорот Агулисской области (Нахиджеван). Начальное образование получил у своего отца — священника Ованнеса, затем учился в школе при монастыре Св. Товмы Агулиса, где переписывал и украшал рукописи. Предполагается, что в Агулисе, Ернджаке, Шороте он создавал фрески в церквях. Позже творил в сфере станковой и монументальной живописи, был признан как опытный художник и заслужил почетное звание «Нагаш» (в переводе с персидского «нагаш» – живописец, художник, а с арабского – орнаментист).

Письменных источников о Нагаше Овнатане почти не сохранилось. Единственным письменным источником о Нагаше Овнатане является «Плач на смерть мастера живописи Нагаша Овнатана» Нагаша Акопа.

Нагаш Овнатан после землетрясения 1679 года был приглашен в Ереван для того, чтобы разукрасить церквей Св. Павла-Петра (сохранившиеся фрагменты находятся в Государственном Историческом музее Армении), Зоравор и Катогике. Здесь же Овнатан написал и песнь «Хвала городу Ереван». В конце XVII века и в начале XVIII века в Тифлисе он создавал портреты, иконы, был певцом и художником при дворе царя Картли Вахтанга VI, оформлял его новый дворец, сочинил «Песнь весны и радости». Нагашу Овнатану принадлежит роспись интерьера Эчмиадзинского кафедрального собора, выполненная в 1710-х гг. (было завершено в 1720 г.), сохранен фрагмент из фрески «Григорий Просветитель крестит Трдата» (Национальная Галерея Армении).

Павел, Богоматерь с младенцем и Петр. Деталь росписи Кафедрального собора

Изображения апостолов и Богородицы на алтаре храма отличаются национальной типизацией, портретным истолкованием, а также графическим выделением фигур. Икона «Богородицы» выполнена с тенденцией отдаления от общепринятых иконических канонов (Тегеран, Кафедральная церковь Св. Саргиса). Растительные орнаменты храма (сохранилась купольная часть) представляли собой уникальное явление в армянской фресковой живописи.

«Царь Трдат III с женой Ашхен и сестрой Хосровадухт». Роспись в Соборе Св. Эчмиадзина

Овнатан жил в Тифлисе и Ереване, часто путешествовал. Он был близко знаком с народной лирикой, знал психологию и быт народа, поэтому сочинял на разговорном языке того времени и выступал как с любовной лирикой, так и с ироническими, застольными, назидательными песнями. В своих стихотворениях Нагаш Овнатан выступал против зла и несправедливости, осуждал несправедливые стороны реальности, восхвалял науку и искусство. Он сочинял песни религиозно-ритуального характера, пользовался при этом народным фольклором. Философская отправная точка песен радости и веселья Нагаша Овнатана коренным образом отличается от средневекового литературного мировоззрения. Одновременно он пропагандировал творческую деятельность, дружелюбие, честные и чистые людские взаимоотношения. Нагаш Овнатан был автором сатирических песен, а также песен религиозно-церемониального характера.

Значение творчества Нагаша Овнатана состоит в том, что он ввел в армянскую изобразительную живопись светское восприятие явлений, применял принципы станковой живописи. Наиболее богатые и целостные рукописи его стихотворений хранятся в книгохранилищах Еревана и Вены.

Умер 28 октября 1722 года в селении Шорот.

Заглавная иллюстрация: Серафим. Деталь росписи Кафедрального собора Эчмиадзина

В публикации использованы материалы энциклопедии «Кто есть кто. Армяне»

Лента

Рекомендуем посмотреть