История одного шедевра: «Рай» бессребреника Тинторетто – самое большое полотно в мире, написанное маслом - RadioVan.fm

Онлайн

История одного шедевра: «Рай» бессребреника Тинторетто – самое большое полотно в мире, написанное маслом

2021-03-22 21:09 , История Одного Шедевра, 4217

История одного шедевра: «Рай» бессребреника Тинторетто – самое большое полотно в мире, написанное маслом

Тинторетто входит в плеяду лучших мастеров Позднего Возрождения наряду с Веронезе и Тицианом. От коллег его отличает высочайшая скорость работы, а также искрометный и спиритуалистический талант. Почему его недолюбливали художники Венеции и в чем подтекст «Рая», самого большого полотна в мире, написанного маслом?

О художнике

Семья Тинторетто (настоящее его имя Якопо Робусти) происходила из Ломбардии. Отец, Джованни, был красителем (тинторе), и сын получил прозвище Тинторетто — «маленький красильщик». Якопо родился и работал в Венеции, которая в то время была кладезем талантов. Выгодное географическое положение (Венеция владела островами Крита, Пелопоннесом и собственным флотом), местная школа живописи, политическая и экономическая стабильность, богатство аристократов, положение города в центре мира — все это сделало Венецию средоточием живописного искусства. Венеция – величайшая империя гениев и символ служения искусства породила плеяду лучших из лучших того времени, среди которых Джованни Беллини, Тинторетто, Тициан, Микеланджело, Веронезе.

Якопо (Робусти) Тинторетто. Автопортрет в молодости, 1548г

Интересен случай из детства: Якопо Робусти, прирожденный художник, начал разрисовывать стены по просьбе своего отца. Тот, заметивший в мальчике зачатки таланта, отвел его в мастерского Тициана. Тинторетто было на тот момент всего 15 лет. Он готовил свои рисунки и эскизы, однако в очередной десятый день обучения слуга Тициана подошел и любезно попросил его... больше не приходить в школу. Тициан увидел в эскизах Тинторетто настоящего соперника и конкурента в живописи. Вся Венеция кипела горячими спорами: кто же талантливее? Тинторетто или Тициан? Кто же написал очередной шедевр лучше? Дар Тинторетто привлек в негодование не только Тициана, но и многих его коллег-современников. Его действительно недолюбливали за высокую скорость работы и за дипломатическую способность получать заказы.

Якопо (Робусти) Тинторетто. Голова Джулиано Медичи. Эскиз, 1540г

Есть одна интересная история: Братство св. Роха объявило конкурс на создание росписи потолка в церкви Скуола ди Сан Рокко. Художники должны были подготовить эскизы с идеями и прийти в один день для отбора кандидатов. Когда наступил этот день, собралась комиссия для оценки представленных эскизов. Все художники по очереди передавали свои эскизы членам жюри. Лишь Тинторетто скромно стоял в уголке. Когда члены комиссии обратили на него внимание, он молча указал на потолок, который уже был великолепно расписан. Это был «Св. Рох во славе».

Якопо (Робусти) Тинторетто. Святой Рох во славе, 1564г

Тинторетто не попросил и не получил ничего за этот труд. Комиссия была восхищена качеством и скоростью работы (пока другие кандидаты готовили лишь эскизы, Якопо уже расписал потолок). Бескорыстность мастера и его талант привлекли на себя внимание. Его завалили заказами, а через довольно непродолжительное время он приобрел популярность.

Помимо всего прочего есть еще одно качество, за которое его недолюбливали — Тинторетто был бессребреником, способным работать бесплатно. Бывали случаи, когда мастер писал одну работу за оговоренную стоимость, а вторую дарил бесплатно. Его благородное представление об искусстве и его высокие личные амбиции были подтверждены надписью, которую он поместил над своей студией «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана». Среди его заказчиков (именитых горожан) были и монархи: король Испании Филипп II и глава Римской империи Рудольф II.

Якопо (Робусти) Тинторетто. Автопортрет с книгой, 1585г

Тинторетто — это мастер вихря, чудес, сильного духа и энергии, стихийности и спиритуализма, самоучка, который благодаря упорству и труду сделал огромный личностный рывок вперед. Тинторетто писал картины уже не в духе Возрождения (он родился на закате эпохи), он творил и писал наперед, был отчасти маньеристом, пробуя и разрабатывая новые техники живописи. При этом, в жизни он был скромным семьянином и отцом 3 детей.

Бюст Тинторетто работы Антонио Бьянки, 1858г

После смерти Тициана в 1476 году Якопо был признан лучшим живописцем Венеции. Сравниться с ним мог лишь его друг — П. Веронезе. После кончины Веронезе (1588) к Якопо перешел заказ на роспись Дворца дожей (подобный заказ – признание заслуг и таланта). Тинторетто создал «Рай», который поразил венецианцев масштабом и реализмом.

«Рай» — грандиозная роспись стен во Дворце дожей

Венцом творчества Тинторетто, последней из его монументальных картин, был «Рай» размером 22x9 метров. Картина была написана для торцовой стены зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции, сильно пострадавшего во время пожара 1577 года. Тинторетто принимал участие в оформлении целого ряда помещений Дворца Дожей.

Якопо (Робусти) Тинторетто Рай. Эскиз росписи главного зала Дворца дожей в Венеции, 1588г

Четыре полотна его авторства, выставленные в Зале Преддверия Коллегии, наглядно свидетельствуют о его живописном мастерстве: мифологические сцены очень умело построены в пространстве, почти как на сцене театра.

Якопо (Робусти) Тинторетто. Рай, 1579г

Очередной заказ должен был выполнять Веронезе, но после его смерти он перешел к Тинторетто. Зал для будущего шедевра представлял собой палату законодательных совещаний, и тематика полотна была выбрана неспроста: художник такой мощной и даже несколько устрашающей картиной хотел обеспечить назидательный эффект (чтобы коллегия Совета следовала религиозным гуманным целям в осуществлении законотворчества). Итог продуктивной работы стал настолько масштабным, настолько колоссальным по своей мощи, настолько безрассудным своей смелой концепцией, что бросает вызов всей венецианской аристократии.

Тинторетто говорил, что он молился Богу, чтобы получить этот заказ в конце своей жизни («Рай» был написан им в возрасте 70 лет), - чтобы картина могла стать его вознаграждением после смерти. Вся Венеция приветствовала превосходное достижение Якопо Робусти. По завершении этого произведения оно стало самой большой в мире картиной, написанной маслом.

Лента

Рекомендуем посмотреть