Maybellene стала первым опытом студийной работы для Чака Берри, его первым синглом и первым хитом, а также первой действительно популярной композицией в исполнении темнокожего музыканта. Но главное, что она открыла миру артиста, о котором Джон Леннон позже сказал: «Если бы вы захотели придумать рок-н-роллу другое имя, вы могли бы назвать его Чак Берри».
А началось все с того, что Чак услышал по радио KMOX традиционную кантри-песню «Ida Red» в исполнении коллектива Bob Willis & The Texas Playboys.
Взяв за основу понравившийся ему трек, Берри сочинил композицию, которую назвал «Ida Mae». Но не будем спешить с обвинениями в плагиате, ведь в ту пору такая практика была повсеместной. Эту песню он вместе с группой Johnnie Johnson Trio на протяжении некоторого времени исполнял в Сент-Луисе.
В мае 1955 года Чак поехал в Чикаго, чтобы вживую послушать своего кумира Мадди Уотерса. Позже он вспоминал:
«И я слушал его в течение всего выступления. Когда он закончил, я подошел к нему, попросил автограф и рассказал, что играю на гитаре. «Как связаться с какой-нибудь звукозаписывающей компанией?». Он сказал: «Почему бы тебе не повидаться с Леонардом Чессом там, на 47-ом»».
Следующим же утром Чак отправился в Chess Records и прямо на улице перехватил Чесса, который направлялся в офис. Тому понравился напор молодого музыканта, и он предложил Берри вернуться, захватив кассету с его песнями. Чак приехал уже через неделю. С ним были два других участника Johnnie Johnson Trio и четыре записанных на пленку композиции.
Неожиданно для Берри, который рассчитывал на свои блюзовые работы, Леонарда заинтересовал трек «Ida Mae». Только вот ему не нравилось название, которое он находил слишком «деревенским». По словам пианиста Джонни Джонсона, новый вариант возник неожиданно:
Это стало проблемой, ведь никто не мог придумать название. Мы посмотрели на подоконник, а там лежала коробка туши для ресниц, на которой было написано Maybelline. И Леонард сказал: «Может быть, назовем эту чертову штуку «Maybellene»?».
Одну букву Чесс изменил намеренно, чтобы избежать недоразумений с известной косметической компанией. Чака подобное предложение ни капли не смутило:
«У «Maybellene» был тот же ритм, что у «Ida Red», типа «да-ди-да»… У меня был ритм, а кто-то другой придумал название… Вот так появилась «Maybellene»».
Тогда же, прямо в студии, Чак несколько переделал слова, добавив в историю о неверной девушке и гоночные автомобили. По мнению продюсера, это должно было заинтересовать больше молодых людей.
Первый вариант песни был записан в студии лишь с тридцать шестой попытки. Записав песню, Берри вернулся к прежней жизни в Сент-Луисе, состоявшей из работы, учебы и вечерних выступлений в составе того же трио. Неделя шла за неделей, а новостей от Леонарда по-прежнему не было. Но однажды августовским днем Чак услышал свою композицию по радио:
«Я как раз проходил мимо ателье, в котором мне шили пиджак для школьного выпускного, и я ходил мимо него, пока играла песня. Я не хотел, чтобы кто-то видел, как я ее слушаю, но я действительно слушал «Maybellene». И когда она закончилась, я в последний раз прошел мимо дверей того места и помчался домой, до которого было около двадцати кварталов, чтобы всем рассказать: «Я слышал ее, я слышал ее, я слышал ее, я слышал, как я пою». А там были родственники и люди, которые жили в том квартале. В общем, так я впервые услышал ее – в тот день, приятный, солнечный день, прекрасный день».
Вскоре сингл поднялся на вершину хит-парада Billboard R&B и добрался до пятой строчки чарта рок и поп-песен. К концу 1955 года пластинка разошлась более чем миллионом копий.
Но в огромной бочке меда оказалась внушительных размеров ложка дегтя. Выяснилось, что соавторами песни значатся ди-джей Аллен Фрид и Русс Фратто. Фрид был удостоен такой чести (и денежных отчислений) за то, что активно помогал раскручивать трек, а с Фратто пришлось делиться, так как он был кредитором Леонарда Чесса. Поначалу ошалевший от успеха Берри не спорил, но позже решил оспорить авторские права в суде. Добиться справедливости ему удалось лишь в середине восьмидесятых годов.
Вскоре после релиза сингла песню включил в свой репертуар Элвис Пресли, тогда еще начинающий исполнитель. Позже композицию пели и записывали многие известные музыканты, включая Джерри Ли Льюиса, The Searches, Джонни Риверса и Джорджа Джонса. По информации Allmusic, существует более семидесяти официальных кавер-версий.
«Maybellene» входит в знаменитые топ-500 по версии Rolling Stones и Зала славы рок-н-ролла. Также она представлена в нескольких других авторитетных рейтингах.