«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»
Впервые известный монолог Чацкого, персонажа комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», прозвучал в Зеркальном зале Сардарского дворца, располагавшегося когда-то в северо-восточной части Эриванской крепости, на левом берегу реки Раздан.
Изначально пьеса называлась «Горе уму»
Шел 1827 год. Год, когда город Эривань был взят войсками генерала Ивана Паскевича, за что он получил титул графа Эриванского.
Грибоедов был руководителем дипломатического отдела армии Паскевича. Он принимал участие во взятии Нахичевани, в освобождении Сардарапата и Эривани. Император Николай I наградил Александра Сергеевича медалью «За взятие Эривани».
Зеркальный зал Сардарского дворца. Рисунок Григория Гагарина
Вскоре после осады и штурма Эриванской крепости в Сардарском дворце состоялась первая постановка комедии «Горе от ума» в исполнении солдат русской армии. Эта постановка стала единственной, на которой присутствовал сам автор, Александр Грибоедов.
Кстати, надо сказать, что постановка пьесы могла состояться еще в 1825 году. Она готовилась учениками Петербургского театрального училища под наблюдением Грибоедова, но была запрещена генерал-губернатором Санкт-Петербурга Михаилом Милорадовичем.
Немного обратимся к истории написания этой пьесы, многие слова которой стали крылатыми выражениями: «Счастливые часов не наблюдают», «С чувством, с толком, с расстановкой», «А судьи кто?».
Комедию «Горе от ума» можно считать отправной точкой в истории русской реалистической литературы. Ее замысел возник у автора еще в 1820 году. Изначально пьеса называлась «Горе уму». В 1825-м, подвергшись большим цензурным сокращениям, состоялась публикация отрывков из нескольких актов. Но постановки категорически запрещались.
Расходились списки комедии. Она вызывала живой интерес, особенно восторженно пьесу принимали в среде декабристов. Декабрист Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, привез поэту в Михайловское один из списков комедии.
Франц Рубо. Взятие русскими войсками Эриванской крепости, 1893
В 1828 году по условиям Туркманчайского мира с Персией Эриванское ханство стало частью Российской империи. Эривань стала столицей Армянской области, с 1849-го именуемой Эриванской губернией
Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1861-м.
Почему был так сложен путь этого произведения, сюжет и герои которого живы и не устаревают до сих пор: что 100, что 200 лет назад — все то же самое. Сменяются эпохи, а нравы часто остаются неизменными.
Грибоедов устами своего героя — Александра Чацкого — обличает московские нравы: лицемерие, угодничество, преклонение перед чинами и деньгами, пороки крепостнического общества. «Горе от ума» — картина нравов, сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века. Чацкий выбивается из этого общества, он в нем лишний, ему противны ложь и лицемерие.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Сардарский дворец на открытке времён Российской империи
Итак, Зеркальный зал Сардарского дворца. Идет спектакль. Роли исполняют солдаты, еще недавно доблестно сражавшиеся на полях брани…
Фасад Зеркального зала дворца был обращен к реке Раздан. Стены приходились вровень с высокой обрывистой стеной над берегом реки.
Все стены дворца были покрыты изразцами с узорами и цветами. Простенки между изразцами занимала грубоватая малярная живопись. Помимо цветов здесь были изображены павлины, львы и солнце. Пол был из глазированного кирпича. Потолок был покрыт зеркалами. Зеркала также имелись в углублениях по стенам и между портретами.
По литературным источникам известно, что стены Зеркального зала дворца сардара были богато украшены орнаментальными и сюжетно-тематическими композициями.
В 1914 году дворец был полностью разрушен. Позднее на месте дворца по проекту архитектора Рафаела Исраеляна было воздвигнуто здание винного завода «Арарат».
Дворца уже нет. Но память о первой постановке комедии «Горе от ума» сохранилась — на стене винных подвалов, обращенных к ущелью, есть надпись, гласящая об этом.
Эта постановка стала единственной прижизненной постановкой автора пьесы. 1829 год — год смерти Грибоедова, он, глава русской дипмиссии, был убит во время устроенной фанатиками резни в русском посольстве в Тегеране.
«„Откуда вы?“ — спросил я их. „Из Тегерана“. — „Что вы везете?“ — „Грибоеда“. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис», — пишет Александр Пушкин в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года».