Стэнли Кубрик - один из величайших пионеров кинопроизводства всех времен, и в этом нет никаких сомнений.
Стэнли Кубрик появился на свет 26 июля 1928 года в Нью-Йорке (США). С детства увлекался фотографией, что помогло ему уже в 17 лет получить место штатного фотографа в журнале «Look».
В 1954 году совместно с продюсером Джеймсом Б. Харрисом Кубрик организовал собственную кинокомпанию. Первой работой Кубрика-режиссёра стала криминальная драма «Убийство», вышедшая на экраны в 1956 году. Фильм привлёк к себе внимание критиков. В следующем году молодой режиссёр снимает антивоенную драму «Тропы славы», которая имела большой успех в Европе, хотя и была запрещена к показу в некоторых европейских странах. Критики отметили несомненные достоинства этой картины.
В 1960 году Стэнли Кубрик был приглашён закончить начатый Э. Манном исторический фильм «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм стал очень успешным. Хотя Кубрик изначально не был режиссером «Спартака» с самого начала, именно он довел проект до его итогового вида.
Вскоре режиссёр переезжает в Англию, где в 1962 году он выпускает один из самых известных своих фильмов – «Лолиту» по роману Владимира Набокова. Эта картина принесла Кубрику всемирную славу.
В 1968 году именитый режиссёр представил вниманию зрителей и критиков грандиозную фантастическую эпопею «Космическая Одиссея, 2001» по роману А. Кларка. Эта картина завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала одним из эталонов научно-фантастического фильма.
Ещё одной всемирно известной работой Кубрика становится «Заводной апельсин» (1971) по роману Э.Бёрджеса. В 1980 году вышел на экраны психологический фильм ужасов «Сияние» по С.Кингу.
Последним фильмом знаменитого режиссёра стала семейная драма «Широко закрытые глаза» (1997), которая вышла на экраны уже после смерти режиссера.
Стэнли Кубрик скончался 7 марта 1999 года в Англии. У него осталась масса нереализованных проектов.
Стэнли Кубрик был во многих отношениях перфекционистом. Из-за этого его фильмография не такая обширная, как у его современников. Но то, чего Кубрику не хватало в количестве, он компенсировал качеством: каждый снятый фильм был продуктом детального планирования и мастерского исполнения.
Но в любом случае, независимо от того, какой пытке он подвергал свою съемочною команду, факт остается фактом: это помогло Кубрику создать одни из лучших фильмов в истории кино.
В эпоху массового кинопроизводства, когда общий эстетический подход в большинстве лент в принципе отсутствует, смотреть картины Кубрика, отличающиеся искусным видением — настоящее наслаждение.
Шесть культовых фильмов Стэнли Кубрика
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964г
Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964
Только Кубрик мог бы взять тему угрозы ядерного уничтожения и превратить ее в одну из самых смешных комедий. Лента «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» издевается над параноидальной истерией, которая охватила мир во время холодной войны, и ставит в центр внимания неумелых лидеров, управляющих ситуацией. За этот фильм Кубрик получил три номинации на премию «Оскар» в том числе в категории за лучший фильм.
«Космическая одиссея 2001 года», 1968г
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года», 1968
Эпопея Стэнли Кубрика 1968 года, которая спустя более полувека после ее дебюта остается кинематографическим шедевром. Фильм, который задал тон для большей части научно-фантастического и космического кино, создававшегося в последующие годы. Кубрик работал с автором научной фантастики Артуром Кларком над историей, которая повествует о путешествиях на Юпитер, с целью исследовать странный инопланетный монолит, который, возможно, влияет на эволюцию человека.
«Заводной апельсин», 1971г
Кадр из фильма «Заводной апельсин», 1971
Даже сам Энтони Бёрджесс, автор одноименного романа, опасался выхода фильма, когда узнал, что его экранизирует Стэнли Кубрик. Жестокие сцены, эротика, сексуальное насилие – режиссер адаптировал роман в лучших традициях своего легендарного стиля. Лента получилась и в правду не для слабонервных, а в 1970-х годах ее посчитали и вовсе аморальной. Несмотря на весомый успех картины, Кубрик был вынужден отозвать свой фильм из британских кинотеатров, поскольку в Великобритании заявили, что лента «вдохновила» преступников на ряд изнасилований и убийств в стиле главного героя.
«Барри Линдон», 1975г
Кадр из фильма «Барри Линдон», 1975
Разочарованный необходимостью покинуть свой проект «Наполеон», Стэнли Кубрик решил воплотить в жизнь другую, немного менее амбициозную, но все же большую мечту: Барри Линдона. На протяжении многих лент он мечтал снять фильм, полностью освещенный свечами. Амбициозная задача, но Кубрику удалось с ней справиться и наполнить фильм красивыми кадрами в естественном свете, которые прославили этот исторический фильм, рассказывающий о социальном восхождении молодого ирландского интригана в английском обществе XVIII века. Примечательно и то, что Кубрик использовал документальный подход во время съемок ленты, снимая на натуре и используя настоящие костюмы эпохи.
«Сияние», 1980г
Кадр из фильма «Сияние», 1980
Фильм Стэнли Кубрика, адаптированный из одноименного романа Стивена Кинга, является одним из самых визуально захватывающих и эмоционально тревожных картин, когда-либо созданных.
Самым примечательным аспектом «Сияния» является бесстрастное видение Кубриком безумия Джека Торранса (Джек Николсон). Конечно, в этой истории нет особого смысла. Но Кубрик заменяет ясность повествования настроением и напряжением, в конечном итоге создавая ужасную историю, наполненную незабываемыми моментами.
Примечательно, что сам Кинг эту картину оценил очень низко. По его словам, безумие главного героя передается слишком прямолинейно. А вот фанаты фильм очень полюбили.
«С широко закрытыми глазами», 1999г
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами», 1999
Последний фильм Стэнли Кубрика, в котором Николь Кидман и Том Круз играют проблемную семейную пару. Лента «С широко закрытыми глазами» повествует об истории доктора Билла Хартфорда, который начинает ускоренный курс по всем вопросам секса, когда его жена признается в альтернативных сексуальных фантазиях. Эта эротическая мистерия, как и все другие фильмы Кубрика, столь стильная, что от экрана невозможно оторвать взгляд.