Тбилиси. С этим красивым городом, отличающимся удивительным своеобразием, связаны имена многих выдающихся деятелей армянской культуры. Акоп Овнатанян, Габриэл Сундукян, Ованес Туманян, Раффи, Нар-Дос, Геворг Григорян (Джотто), Арам Хачатурян. К этому далеко не полному списку присоединяется художник Вагаршак Элибекян, отразивший на своих полотнах всю прелесть и колорит старого Тифлиса.
«То, что изображает Вагаршак Элибекян, это скорее мечта о Тифлисе таком, каким он остался в детских воспоминаниях, когда улицы были просторнее, дома — выше, краски — ярче, а запахи — пронзительнее, каким видится он нам сквозь пелену времени. Это город, ставший прекрасной легендой. Элибекян придает этой легенде свойства реальности», — писал о художнике старого Тифлиса историк и искусствовед Эраст Кузнецов.
Вагаршак Элибекян (1910–1994), заслуженный работник культуры Грузинской ССР
Вагаршак Элибекян родился в 1910 году в семье старшины тифлисского амкарства (цеха) слесарей Арутюна (Арутина) Элибекянца. В юношеском возрасте Вагаршак окончил трёхгодичную художественную студию при Доме армянской культуры в Тбилиси (Айартуне). Его первым учителем стал живописец и художник-декоратор Григор Шарбабчян, получивший образование в Париже — в основанной художником Родольфо Жюлианом академии художеств. Но главным учителем Вагаршака Элибекяна, по словам искусствоведа Генриха Игитяна, был удивительный и неповторимый Тифлис с его особенным, пьянящим ароматом.
Так сложилось, что долгое время не кисть художника определяла творческую жизнь Вагаршака Элибекяна, а мир театра. На протяжении 20-ти лет он возглавлял армянские театры, игравшие в грузинской столице. Вагаршак Арутюнович был директором Тбилисского государственного армянского театра юного зрителя, а затем встал во главе Тбилисского армянского драматического театра имени Степана Шаумяна. Элибекян иногда выступал и в качестве художника-постановщика ряда спектаклей и оформителя народных празднеств.
«Гимн старому Тбилиси», 1980
Шли годы. У Вагаршака Элибекяна росли сыновья, Генрих и Роберт. Они переехали в Ереван, прошли там курс обучения в местном Художественно-театральном институте, стали показывать свою живопись на выставках. Имя Роберта Элибекяна замелькало на афишах и в качестве автора оформления театральных постановок. Так, в число устойчивых и привычных понятий армянской художественной культуры вошло понятие «братья Элибекяны». Элибекян-отец, радуясь успехам сыновей и гордясь тем, что сумел привить им любовь к искусству, продолжал работать в театрах. Но в начале 1970-х Вагаршак Арутюнович как бы начал вторую жизнь — он снова, как в юности, взялся за кисть.
«Живопись Вагаршака Элибекяна свидетельствует о том, что его работа в театре не была результатом случайного стечения обстоятельств. Возрождение интереса к живописи у зрелого Элибекяна, его самозабвенная работа лишь создали иллюзию ухода от театра. На самом деле, не надо обладать особой прозорливостью, чтобы в каждой работе художника увидеть театральность, зрелищность, почувствовать, что театр лежит в основе его творчества, содержится в микромире, созданном талантливым художником. Кажется, что в этом микромире стрелки часов оставлены случайно, и если шевельнуть маятник, все герои Вагаршака Элибекяна придут в движение, начнётся представление, и мы перенесемся в недалёкую, но безвозвратно отошедшую область времени». Генрих Игитян, искусствовед
Своей кистью Вагаршак Элибекян, обращаясь к старому Тифлису, выводил сохранённые им в памяти образы детства. Художник черпал вдохновение из детства, богатого воспоминаниями о многоязычном и красочном городе.
«Перед нами грандиозное красочное представление с многочисленными персонажами, всевозможными ситуациями, приглашающее зрителя стать участником захватывающего спектакля, драматургом, режиссёром и художником которого является Вагаршак Элибекян.
Очаровательные домики с балкончиками, интимными двориками, магазины со смешными наивными вывесками. Забытые, разрушенные временем и равнодушием, они обретают в произведениях Вагаршака Элибекяна новую жизнь и красоту, новый смысл». Генрих Игитян, искусствовед
«Саят-Нова на народном празднике», 1986
Первая персональная выставка Вагаршака Элибекяна состоялась в Ереване в 1976 году. Затем последовали выставки в Тбилиси, Торонто (Канада), Лос-Анджелесе (США). В 1986-м Элибекян был участником групповой выставки армянских художников «Краски Армении» в Лондоне, а в 1987-м в столице Литвы Вильнюсе состоялась выставка отца и сыновей — «Элибекяны. Вагаршак, Генрих, Роберт».
На своих картинах Вагаршак Элибекян воссоздаёт страницы истории армян Тифлиса. Интересны и познавательны его работы из цикла «Тифлис как центр армянской культуры». Ведь, найдя в Грузии второй дом, армяне создали там богатейший пласт культуры.
Вагаршак Арутюнович возрождает на своих полотнах сцены из жизни поэта Саят-Новы, которая была неотделима от Тифлиса: «Саят-Нова поёт в квартале Нарикала», «Саят-Нова на народном празднике», «Пир в честь Саят-Новы», «Саят-Нова на берегу Куры». В 1987 году 275-летнему юбилею ашуга художник посвятил выставку из серии «Саят-Нова».
Глядя на картины Вагаршака Элибекяна, мы погружаемся в историю. Художник показывает нам редакцию армянской газеты «Мшак», дома классиков — Ованеса Туманяна, Раффи, Нар-Доса, театр Араксяна в Авлабаре, проводит по ремесленным рядам, птичьему базару, приглашает заглянуть на свадьбу, знакомит с влюблённым кинто, уличными цирюльниками и продавцом мацони.
«Дом писателя Нар-Доса в Тбилиси», 1981
На одной из картин Вагаршака Элибекяна изображена мастерская с вывеской «Слесарная мастерская Арутина Элибекянца» — здесь он обратился к истории своей семьи. «Отец мой был хорошим ремесленником-слесарем, довольно образованным для той эпохи. Он был старшиной цеха слесарей и знаменитым мастером геральдики. После работы делал эскизы балконных решёток с орнаментом по металлу», — рассказывал Вагаршак Арутюнович.
«Слесарская мастерская отца», 1978
«Картины Элибекяна — это воспоминания. В них утверждается жизнелюбие и жизнерадостность города, присущая ему одному праздничность». Рубен Зарьян, театровед
Заглавная иллюстрация: Вагаршак Элибекян. Ярмарка, 1978г