Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Они изображали многообразную природу стрaны-растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного быта, но самое главное-сюжеты Евангелия: Благовещение, Рождество, Крещение, Распятие, Преображение, Сошествие Св. Духа. Работы представителей армянской миниатюры относятся к лучшим образцам мировой миниатюрной живописи.
Саргис Пицак – один из наиболее плодовитных мастеров армянской миниатюры, наследие которого насчитывает около 40 иллюстративных рукописей. Пицак обращается к изображению чудес и сцен исцеления на полях рукописей и в тексте, поскольку его творчество совпало с тяжелым периодом – упадком Киликийского царства. Миниатюрам Пицака свойственны яркие и чистые тона, а также иконография и некоторые черты искусства каппадокийских фресок.
Жизнь и творчество Саргиса Пицака приходятся на первую половину XIV века. Даты рождения и смерти художника и вообще какие-либо детали его биографии неизвестны. Его же художественное наследие насчитывает около 40 иллюстрированных рукописей.
Саргис Пицак. Автопортрет
В одной из рукописей, датируемых 1301 годом, отец миниатюриста – священник Григор, желает сыну Саргису долгих лет жизни, отмечая оказанную им помощь. Упоминает он о сыне и в 1312 году, прося помнить о нем. Армянский историк, ученый и поэт Гевонд Алишан приводит свидетельство возникновения псевдонима художника (пицак – арм. оса). «Однажды у его отца – миниатюриста и писаря Григора были гости. Маленький же Саргис сидел за рисованием. На окно с внешней стороны села оса. маленький Саргис немедленно нарисовал ее на стекле с обратной стороны. Гости увидели и подумали, что оса настоящая и пытались ее прогнать. Отец же Саргиса Григор засмеялся – он понял, что это работа сына. С тех пор стали Саргиса звать «Пицак»».
В 1320 г. имя Саргиса Пицака было уже широко известно – и за пределами Киликии. Он перенял у отца искусство украшения рукописей, основные образцы орнаментов, манеру их исполнения, формы и узоры, а также соотношения ярких спектральных красок.
Саргис Пицак. «Преображение» - миниатюра из Евангелия 1336 г.
Пицак, видимо, был знаком с творчеством Тороса Рослина, поскольку в знаменитой его иллюстрации Евангелия, хранящейся в настоящее время в Матенадаране, отражено влияние Рослина. Искусство украшения текстов, основные образцы орнаментов, манеру их исполнения, формы и узоры, а также соотношения ярких спектральных красок он перенял у своего отца Григора, который тоже считался талантливым мастером в этом искусстве.
Слева – Миниатюра Саргиса Пицака, 1331 год. Справа – Миниатюра Тороса Рослина, 1262 год
Он иллюстрировал рукописи по заказам царя Левона IV, королевы Марион и других, а также «Евангелие восьми миниатюристов» для епископа Себастии Степаноса.
Его последняя и самая знаменитая рукопись — «Евангелие исцеления» (1353) — иллюстрирована им уже в преклонном возрасте в период эпидемии тифа, предназначалась для излечения больных.
Саргис Пицак. Миниатюра из «Евангелия исцеления»