«Пока у человека есть дело на земле, он живет»: венгерский артист армянского происхождения Габор Агарди и его иконы - RadioVan.fm

Онлайн

«Пока у человека есть дело на земле, он живет»: венгерский артист армянского происхождения Габор Агарди и его иконы

2021-02-08 22:18 , Немного О..., 2817

«Пока у человека есть дело на земле, он живет»: венгерский артист армянского происхождения Габор Агарди и его иконы

По историческим документам, найденным во дворце короля Ласло IV Куана, армянские колоны в Венгрии появились в конце двенадцатого, начала тринадцатого веков. Армяне были широко представлены в королевском дворе, считались ведущими знатоками в области медицины и торговли. Первый документ датирован 1243 годом, согласно ему в тогдашней столице – Эстергоме – армянам была выделена земля. Кроме того, в Венгрии появляются и названия городов с частицей «ормень», обозначающей присутствие армян.

Сегодня мы рассказываем о том, как популярный венгерский артист армянского происхождения оставил значимый след не только в истории театрального, кинематографического, но и изобразительного искусства Венгрии и Центральной Европы.

Габор Агарди – урождённый Габриэль Аркалян (Аркалиян) – родился в семье с армянскими корнями. Его предки жили на территории Османской империи. Отец будущего актера чудом уцелел во время Геноцида армян: спасавшиеся от неминуемой смерти люди посадили мальчика на телегу и увезли с собой. Так, сначала он попал в Трансильванию, затем на юг Венгрии. Вырос, переехал в Сегед, женился; в семье появился сын Габор. Когда Габору было всего семь лет, сосед, артист городского театра Сегеда, пригласил его участвовать в одном из спектаклей. Так началась актёрская карьера Габора Агарди.

После нескольких лет, проведенных в городском театре в Сегеде, Габор работал в Национальном театре в Мишкольце, откуда попал в столичный Театр Оперетты. Затем талантливый молодой актёр выступал в будапештском театре имени Петёфи. В Национальном театре Габор Агарди проработал несколько десятков лет, ещё при жизни успев стать настоящей легендой.

Габор Агарди был очень разноплановым артистом, самые разнообразные роли давались ему с одинаковой лёгкостью: это и бездомный Бубнов в пьесе Горького «На дне», и метрдотель Мишка в оперетте Кальмана «Королева чардаша», и владелец ночного клуба в «Клетке для чудаков» Жана Пуаре. Кроме театральных ролей, Габор Агарди активно снимался в кино. Всенародную любовь венгерскому армянину принесла роль в кинокартине «Без надежды», которая в 1966 году была представлена на Каннском кинофестивале и по сей день занимает первую строчку лучших венгерских фильмов по версии IMDb. Спустя два года Арагди удостаивается звания «Заслуженный артист Венгерской Республики».

Агарди сыграл также в таких известных венгерских фильмах, как «Звезды Эгера» (1968 год), «Каку Марси» (1973 год), «Мэтти мальчик-гусь» (1977 год), «Последний блюз» (2002 год) и т.д.

Но, кроме театра и кино, в жизни артиста была ещё одна страсть - изобразительное искусство. Рассказывают, что в детстве, играя с приятелями во дворе в футбол, Габор расколотил мячом окно в квартире известного художника Михая Эрдеи. Он постучал в дверь, чтобы извиниться и попросить вернуть мяч, а получилось немного иначе - ему открылась дверь в прекрасный мир живописи. Михай Эрдеи взял юного ученика под свое крыло: любовью учил его рисунку и живописи, учил видеть прекрасное и создавать свой художественный мир. Так живопись также стала частью жизни Габора Агарди.

В 1968 году артист участвовал в съёмках фильма «Звёзды Эгера», которые проходили в Болгарии. В один дней он отправился прогуляться по улочкам исторического центра Софии, но его прогулке помешал сильный ливень с градом. Спасаясь от непогоды, Габор Агарди зашёл в храм, где разговорился с церковным служителем, и тот показал ему восьмисотлетние деревянные иконы, хранившиеся в ризнице. «Это было настоящее чудо! Лики святых словно светились, наполняя душу покоем и радостью. Ко мне, словно озарение свыше, пришла мысль о том, что мне надо писать иконы», - писал Габор Агарди в своих воспоминаниях.

Так он начал учиться иконописи: шаг за шагом осваивал стили, каноны, техники, инструменты, материалы, научился золочению и работе с серебром. Для икон Габор Агарди использовал старые доски, которые находил на пыльных чердаках доходных домов.

С 1967 года он иногда выставлял свои работы на персональных выставках, которые пользовались огромным успехом.

Его работы отличает внутренняя сила, огромная духовная энергия. Все его произведения гармоничны до мелочей, целостны и выразительно колоритны. Кстати, Габор Агарди никогда не продавал свои иконы, но с удовольствием дарил их.

Сегодня одна из его работ находится в Венгерском католическом Аббатстве Паннонхалма. Другая была подарена Патриарху Русскому Алексию и находится в России, в Даниловском монастыре.

Икону, на которой изображён первый венгерский король Иштван I Святой, Габор Агарди лично передал папе римскому Иоанну Павлу II.

Выдающийся артист и талантливый иконописец ушёл из жизни 19 января 2006 года, после тяжёлой и продолжительной болезни. На его могильной плите высечены слова выдающегося венгерского прозаика Шандора Мараи: «Пока у человека есть дело на земле, он живет».

По материалам открытых источников

Лента

Рекомендуем посмотреть