Необычные и завораживающие картины известного австрийского художника Густава Климта привлекают к себе внимание зрителей не только буйством красок и откровенным эротизмом, но и своим глубоким символизмом. Ярким примером может служить картина Климта «Смерть и Жизнь», которая строго и просто отражает основную земную истину.
К концу XIX века живописец полностью сформировался как мастер с собственным и узнаваемым стилем. Искусствоведы именуют этот этап творчества Климта, начавшийся примерно в 1898 году, «золотым». Художник активно использует золотистый цвет в своих работах, вдумчиво и обстоятельно подходит к реализации замыслов, тщательно прорабатывая каждый элемент и получая в итоге результат, восхищающий даже самых придирчивых критиков.
Густав Климт. «Смерть и Жизнь», 1915г
«Смерть и Жизнь — аллегорическое произведение, на создание которого Густав Климт потратил 8 лет, с 1908 по 1916 гг. Впервые картина была представлена публике на международной художественной выставке в Риме в 1911 году ещё под названием «Страх перед смертью» и завоевала 1-ю премию, затем была серьезно переписана Климтом под впечатлением от разразившейся Первой мировой войны и участвовала в выставке венских художников в Берлинском сецессионе в 1916 году, где она демонстрировалась напротив «Левитации» Эгона Шиле. Сегодня она хранится в венском Музее Леопольда.
Полотно Климта повествует нам о вечном противостоянии между жизнью во всех ее проявлениях и смертью, ждущей своего часа поодаль. Вся композиция состоит из трех условных частей: на левой стороне художник поместил фигуру Смерти, на правой — группу людей, символизирующих собой Жизнь. Темное пространство между левой и правой частью картины отделяет их друг от друга, словно удерживая мрачного жреца и не давая ему раньше времени приблизиться к живым.
Густав Климт. «Смерть и Жизнь». Фрагмент
Для противопоставления своих персонажей Густав Климт использует как цвет, так и форму: Жизнь и Смерть на его картине узнаваемы с первого взгляда. Правый угол полотна сияет всеми цветами радуги, оттененными золотом. В этом своеобразном лоскутном коконе, символизирующем Жизнь, зритель видит лица безмятежно спящих детей и матерей, умиротворенно прижимающих их к себе, фигуры мужчины и женщины, слившихся в объятии, а также старуху, погрузившуюся в свои мысли. Преемственность поколений — то, что делает Жизнь победителем в этой извечной схватке.
Смерть на картине Климта «Смерть и Жизнь» представлена одинокой, чуть сгорбленной фигурой, наблюдающей за праздником Жизни со стороны. Ее скелет скрыт под бесформенным одеянием, украшенным черными крестами, кругами и прямоугольниками темно-зеленого и фиолетового цвета — зрителю виден лишь череп, который слегка подался вперед, будто Смерть смотрит на происходящее с интересом и не прочь принять в этом участие. Ей известно, что однажды настанет ее час и она постепенно заберет всех — и молодых, и старых. Но пока она может лишь выжидать, угрожающе занеся свой смертоносный жезл.
Густав Климт. «Смерть и Жизнь». Фрагмент
Аллегории Климта относятся к числу самых сложных картин художника. Поскольку Климт практически никогда не комментировал свои работы, подробно расшифровать содержание его аллегорических полотен подчас бывает затруднительно, хотя их пафос, как правило, вполне понятен. Эпоха декаданса отличалась двойственным отношением к женщине, и Климт это отношение своими аллегориями изысканно иллюстрирует.