В детстве даже вид исполнителя на огромном духовом инструменте - тубе вызывал у меня смех. Тубисты так комично надували щеки, а сам инструмент издавал при этом такие смешные звуки, что в течение всего концерта я всегда наблюдал только за ними. Когда подрос, стал понимать, что играть на тубе очень трудно и это один из самых уважаемых инструментов, несмотря на то, что выполняет он в оркестре некую вспомогательную роль басового инструмента в группе медных духовых. Туба активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в джазовых и эстрадных оркестрах, а в качестве сольного инструмента выступает сравнительно редко. По крайней мере, так гласит молва. Но вот Сэм Пилафян - один из выдающихся тубистов мира, создатель нескольких ансамблей, засветился не только в составе духовых и симфонических оркестров, но и в джаз-трио и дуэтах, и даже выступал соло.
Самвел Пилафян родился в Майами, штат Флорида, в 1949 году. Рос он в музыкальной семье, где все на чем-то играли, пели. Музыка всегда для него была предметом восхищения и поклонения. И самыми яркими впечатлениями его детства были те, что так или иначе связаны с музыкой, звучавшей дома, на концертах, куда его водили родители. С детства его привлекла именно туба, и он просил родителей отдать его в колледж в класс тубы. Закончив консерваторию с отличием в 1967 году, он становится всего лишь вторым за более чем 50-летнюю историю международного конкурса в Мичигане тубистом, выигравшим конкурс среди духовиков. Через год Сэм выигрывает грант на учебу в музыкальном центре Тангелвуд университета Аризоны.
Когда в Вашингтоне в 1971 году открывали знаменитый Кеннеди-центр искусств, играть на торжественной церемонии администрация центра пригласила оркестр под управлением классика американской современной музыки, композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Прослушав многих тубистов, легендарный музыкант пригласил играть в премьерном исполнении своей "Мессы" молодого тогда Сэма Пилафяна. Этот опыт игры с симфоническим оркестром не стал последним.
Пилафян играл и записывался с самым популярным в мире симфоническим оркестром Boston Pops под управлением композитора Джона Уильямса, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, оркестром Метрополитен-опера. В составе этих коллективов Сэм участвовал во многих крупных концертах и фестивалях в разных странах Европы и Азии. Его соло на тубе слышали на торжественном концерте, посвященном 100-летию Карнеги-холла, а когда Жаклин Кеннеди-Онассис готовила церемонию бракосочетания своей дочери Каролин, то по просьбе Жаклин Сэм сделал собственные аранжировки семи самых любимых песен Джона Кеннеди и исполнил их на свадьбе.
За годы своей творческой деятельности Пилафян сумел получить массу наград и призов: приз Музыкальной ассоциации Гарварда, звание "Выдающийся музыкант" сразу нескольких высших музыкальных учебных заведений, звание "Лучший педагог", приз "Дух Уолта Диснея" за созидательную и творческую деятельность... Долгие годы он был президентом и председателем совета директоров Международной ассоциации исполнителей на тубе, и оставался на этом посту почти до самой своей смерти. Он создал и руководил большим духовым ансамблем Summit Brass и знаменитым Empire Brass Quintet, с которым даже выступал в СССР, и одно из выступлений этого выдающегося ансамбля почти в течение двух часов транслировали по I каналу ЦТ Советского Союза - неслыханное дело для времен застоя дело!
Члены Empire Brass Quintet: слева направо – Чарльз Льюис, Марк Лоренс, Сэм Пилафян, Давид Оганян и Рольф Смедвиг
Отдельным пунктом в его деятельности стоит джаз. Он любил его с детства. Джазовая часть его жизни включала в себя выступления и записи с оркестром Дюка Эллингтона, оркестром Лайонела Хэмптона, такими джазовыми гигантами, как пианист Хэнк Джонс, барабанщик Элвин Джонс, певица и голливудская звезда Бернадетт Петерс, создание малых джазовых составов и запись 15 аудиоальбомов. Сэм умудрился даже выступать с одной из великих рок-групп ХХ века - "Пинк Флойд". Одной из наиболее интересных и знаменитых его коллабораций в области звукозаписи являются работы, сделанные с саксофонистом Скоттом Циммером и гитаристом Фрэнком Винолой.
Четырехчастное произведение RELENTLESS GROOVES: ARMENIA укрепило его престиж - в нем на фоне ранее записанного аккомпанемента, Сэм Пилафян использовал свою тубу как армянский фольклорный инструмент. Техника исполнения позволяет ему извлекать из тубы, казалось бы, неповоротливого инструмента, любые звуки. Это масштабное произведение можно обозначить как некую сжатую антологию музыки Армении, путешествие в ее историю. Мелодически и ритмически оно охватывает период с языческих времен до наших дней. Каждая из четырех частей демонстрирует наиболее характерные для Армении музыкальные образы. Первая - восторженная и бравурная, носит название Liberation (освобождение), вторая - яркая и колоритная Identity (идентичность), третья, самая тяжелая и грустная - Lament (жалобная песнь), и наконец, четвертая самая веселая и энергичная - Kef Time (праздник). В записи использовано большое количество фольклорных ударных инструментов. Этим произведением исполнитель представил всю историю страны и народа, демонстрируя при этом глубокие познания в области музыки, собственную незаурядную технику и большую фантазию. Кстати, это произведение благодаря своей оригинальности и сложности, требующей от исполнителя недюжей техники и способностей, превратилось в своеобразный индикатор технических возможностей исполнителей на тубе. Его исполняют и записывают очень многие музыканты, играющие на этом сложнейшем инструменте, изучают студенты.
Когда Пилафяна однажды попросили закончить фразу "Музыка - это...", он ответил: "... передача эмоций на расстоянии посредством звуков. Задачей музыканта является успешная передача наших музыкальных мыслей всем тем, кто готов их слушать".
А мыслей у Сэма Пилафяна всегда было более чем достаточно, ему было что передать - в частности, своим студентам. Ведь всю свою жизнь он не только играл и записывался, но и учил. 20 лет он преподавал в Бостонском университете, вел курсы в Королевской академии музыки в Лондоне, а в последние годы работал в "Гербер колледж оф мьюзик" и университете Аризоны. Он является также автором двух книг по методике игры на тубе, а свою главную задачу видел в том, чтобы убедить студента в необходимости знаний для достижения однажды выбранной цели. В том, чтобы научить его превращать свой, может быть, не очень большой природный талант в отточенное упорством и трудолюбием высочайшее мастерство.
Оригинальная манера игры Сэма Пилафяна, собрала в себе эклектическую смесь классической, джазовой, поп и рок музыки. А однажды он даже исполнил на тубе «Польку», написанную специально для кларнета, стоя на голове, за что его прозвали «Ивелом Канивелом тубы» (Ивел Роберт Крейг Канивел, мотоциклист и гонщик. Приобретший известность в 1960-х гг., когда совершил серию прыжков на мотоцикле через ряды автомобилей и грузовиков. А вот попытка совершить прыжок через каньон Снейк-Ривер закончилась плачевно).
Сэм - виртуознейший тубист, внёсший неотъемлемый вклад в обучение и развитие молодых тубистов, умер 5 апреля 2019 года, в своем доме, в городе Темпе, Аризона. Ему было 69 лет. По словам его супруги Дайян, причиной смерти стал рак толстой кишки. У него остались два сына - Александр-Саркис и Зев-Левин.
«Он был лучшим тубистом, с которого я когда-либо слушал», сказал на похоронах Чарлз Льюис, один из членов легендарного Empire Brass. «Он мог сыграть все, что угодно, музыку любого жанра и стиля. И он мог своим искусством принести людям свет!».
Источник – armjazz.info.