Продолжение
Артемизия Джентилески
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна, 1612г
Когда уроженке Рима Артемизии Джентилески было 22, ее изнасиловал учитель — флорентийский художник Агостино Тасси. Отец Артемизии подал на Тасси в суд. Разбирательство, которое длилось 7 месяцев, было для девушки унизительнее самого изнасилования. Инцидент получил широкую огласку, ее подвергали бесконечным допросам и даже пыткам (в XVII веке показания, дававшиеся под пытками, автоматически считались правдивыми). Все это время Артемизия старалась оправдать Тасси — несмотря ни на что, она испытывала к нему симпатию и надеялась, что насильник в конце концов на ней женится. Этого не произошло: оказалось, что Тасси уже женат, суд приговорил его к году тюрьмы. Унижения и муки оказались напрасными: девушка осталась ни с чем.
Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины, 1615г
Артемизия Джентилески это преодолела. Она вышла замуж, уехала во Флоренцию, стала первой в истории женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Она сделала себе имя, прославилась в Риме, Неаполе, а позднее и за границей, превратилась в икону феминисток и воплощение идеи гендерного реванша. Самой известной ее картиной стала «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Юдифь Артемизия писала с себя. Олоферна — разумеется, с Агостино Тасси.
Анри Матисс
Анри Матисс. Автопортрет, 1900г
В 1941 году 72-летнему Матиссу диагностировали рак кишечника. Он перенес тяжелую операцию, которая, как он рассчитывал, могла подарить ему еще пару лет жизни. Врачам удалось казалось бы невозможное — Анри Матисс прожил еще 13 лет. Впрочем, восстановиться ему уже не удалось. Оставшиеся годы он был практически прикован к постели и слишком слаб для того, чтобы работать как прежде.
Анри Матисс это преодолел. Он не утратил ни любви к жизни, ни интереса к работе. Матисс не мог стоять у мольберта, поэтому он прикреплял уголь к палке и рисовал этой импровизированной указкой.
Анри Матисс в студии
Ему было тяжело смешивать краски, и он вырезал силуэты из бумаги, покрытой гуашью. Этот метод стал почти самостоятельной главой его творческой биографии. «Вместо того чтобы рисовать контур и заполнять его цветом, я рисую непосредственно в цвете… мне удалось достигнуть формы, обнаженной до самой сути». — Говорил Матисс. Создавая аппликации, он словно собирал заново по кусочкам свою разбитую недугом жизнь.
Анри Матисс. Иллюстрация к книге «Джаз», 1943г
Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон. Автопортрет, 1956г
В 1933 году практически никому не известный, но амбициозный художник Фрэнсис Бэкон организовал в Лондоне свою персональную выставку. Ни одной работы продать ему не удалось, единственным результатом стала разгромная рецензия в «Таймс». Спустя три года Бэкон отправил несколько картин на Международную сюрреалистическую выставку, но кураторы их отвергли, посчитав «недостаточно сюрреалистическими». Разочарованный художник уничтожил практически все, что написал к этому времени и некоторое время не притрагивался к холсту.
Фрэнсис Бэкон это преодолел. Он снова заставил себя работать и вскоре нащупал ту манеру, которая сделала его одним из самых узнаваемых, востребованных и дорогих художников XX века. Одним из немногих он добился признания при жизни. Бэкон до самого конца оставался чрезвычайно самокритичным творцом. Он по-прежнему уничтожал свои картины, которые считал неудачными. Но уже не столь часто — ведь теперь ему приходилось выкупать их обратно за десятки тысяч.
В 1933 году практически никому не известный, но амбициозный художник Фрэнсис Бэкон организовал в Лондоне свою персональную выставку. Ни одной работы продать ему не удалось, единственным результатом стала разгромная рецензия в «Таймс». Спустя три года Бэкон отправил несколько картин на Международную сюрреалистическую выставку, но кураторы их отвергли, посчитав «недостаточно сюрреалистическими». Разочарованный художник уничтожил практически все, что написал к этому времени и некоторое время не притрагивался к холсту.
Фрэнсис Бэкон это преодолел. Он снова заставил себя работать и вскоре нащупал ту манеру, которая сделала его одним из самых узнаваемых, востребованных и дорогих художников XX века. Одним из немногих он добился признания при жизни. Бэкон до самого конца оставался чрезвычайно самокритичным творцом. Он по-прежнему уничтожал свои картины, которые считал неудачными. Но уже не столь часто — ведь теперь ему приходилось выкупать их обратно за десятки тысяч.
Продолжение следует…
По материалам artchive.