31 января во всем мире свой профессиональный праздник — Международный день ювелира — отмечают мастера, что делают нашу жизнь прекрасней.
Профессия ювелира — одна из самых древних, ведь украшать себя люди любили всегда. Первые украшения изготавливали из разнообразных подсобных материалов, поддающихся обработке примитивными инструментами того времени. Это могли быть бусы из ракушек, ожерелья из клыков, камушки с дыркой на кожаной полоске… Самые богатые и роскошные украшения носил вождь племени.
Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения, выполненные из драгоценных металлов с самоцветами. Произведения древних мастеров и сейчас поражают красотой и изяществом. В украшениях использовались драгоценные камни, жемчуг, янтарь, самоцветы. Мелким жемчугом было принято расшивать верхнюю одежду.
Oбработка металла, в том числе золота и серебра, была известна жителям Армянского нагорья еще во II тысячелетии до н.э. Техника ювелирного дела была усовершенствована в IX—VI вв. до н.э. В это время ювелиры уже использовали бронзовые и стальные инструменты, вырезая ими орнаменты.
Одним из основных центров ювелирного искусства был Двин. Золотыми и серебряными переплетами, выполненными в технике черни, эмали и чеканки, украшалась главная духовная ценность — книга, а в некоторых записях упоминались имена ювелиров.
В Средние века, помимо Ани и Двина, центрами ювелирного дела были также Карин, Трапезунд, Ван. В XIV—XVII веках, в эпоху длительных войн, ювелирное искусство, так же, как и ряд других ремесел, пережило кратковременный упадок, вновь сменившийся расцветом в последующие несколько веков.
Уже во времена правления сельджуков армяне играли ключевую роль в стране в работе с золотом: вся работа с металлом была в то время сконцентрирована в руках армян, что неудивительно, ведь территория Армении была богата золотом, серебром и медью. Во время Османской империи, по словам Евлии Челеби, известного турецкого путешественника 17-ого века, армянские ювелиры Трапезунда считались одними из лучших в мире. Помимо ювелирных изделий из золота и серебра, ювелиры также украшали оружие, стремена, доспехи и изготавливали различную литургическую посуду.
Например, в числе глубокоуважаемых армянских ювелиров, работающих на султана, был и ювелирный мастер Ованнес Ага Дюз, который изготовил великолепное драгоценное ружье для султана Махмуда I.
Традиции, заложенные великими ювелирами прошлого, продолжили и современные мастера, радуя прекрасными изделиями, отвечающими всем канонам ювелирного искусства. Истории известно немало выдающихся армянских ювелиров, в том числе и современных. В этой и последующих публикациях мы о них и расскажем.
Бедрос Севаджян – придворный ювелир последнего императора Эфиопии
Бедрос Севаджян был самым известным ювелиром императорской Эфиопии с 40-х годов прошлого века до самых последних дней правления императорской семьи.
Он учился ювелирному мастерству у своего соотечественника Никогоса Джидеджяна – придворного ювелира императора Хайле Селласие I. А потом – в 1938 году уехал в Милан, где обучался ювелирному делу и работал в одной из итальянских ювелирных мастерских. По возвращению в Эфиопию и продолжает сотрудничество с Джидеджяном. Поскольку Никогос был уже стариком, Бедрос решает купить у него мастерскую и бизнес. В 1946 году он основывает бренд B.A. Sevejian и сразу же получает контракт от правительства на изготовление кнопок, символов, корон и звезд для военных форм.
А уже в 1950 году Севаджян стал официальным поставщиком Императорского двора, получив соответствующий ордер от последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I-го, происходящего из легендарной династии потомков царя Соломона. Севаджяну также доверили чеканку монет для Императорского двора. Эти высокие посты армянский ювелир занимал до самого начала гражданской войны в Эфиопии в 1974 году, когда временный военный совет устроил государственный переворот и сместил императора.
До начала переворота Бедрос Севаджян создал новый дизайн императорских медалей, которыми гордился сам император Хайле Селассие I-й.
Известно также, что императорская семья Эфиопии своим зарубежным гостям в качестве подарков дарила именно авторские работы Бедроса Севаджяна. Наиболее известным из этих подарков стали серебряный венок, подаренный Мемориалу Линкольна в Вашингтоне в 1963 году, и массивный поднос из золота, врученный Королеве Великобритании Елизавете II-й в рамках ее визита в Эфиопию в 1965 году.
Гарри Казанджян, разглядевший в «подпорке для двери» исключительное сокровище
Семья Гарри Казанджяна бежала из Османской империи в годы резни армян. Сначала они обосновались во Франции, где Гарри с шести лет учился ювелирному искусству под руководством своего дяди. В 1919 году семья переехала в США и глава семьи открыл ювелирные магазины сначала в Спрингфилде, затем в Нью-Йорке.
В 1947 Казанджян вместе с братом отправился в кругосветное путешествие в поисках исключительных камней для новых ювелирных украшений. В Австралии, во время посещения семьи Спенсеров, глава семьи которой работал шахтером. За девять лет до описываемых событий, сын шахтера нашел склоне холма необычный темно-серый камень, который принес своему отцу. Находку Спенсер определил, как не представляющий ценности двухсотграммовый черный кристалл, который было решено использовать как… подпорку для двери.
Гарри Казанджян невольно обратил внимание на груду темных камней, в которых он распознал звездчатые сапфиры. Заметив интерес ювелира, глава семейства сразу же вспомнил про находку сына десятилетней давности, и попросил сына принести ту самую подпорку для двери.
Казанджян разглядел в камне размером с кулак и весом 1156 карат характерный медный блеск, который свидетельствует о наличии примеси, обуславливающей переливы в форме звезды. В геммологии это явление известно, как астеризм, встречающийся у разных драгоценных и полудрагоценных камней. Ювелир тут же купил этот камень у Спенсера, заплатив за него крупную по тем временам сумму – 18000 долларов.
Самый большой в мире звездчатый сапфир Black Star of Queensland в Королевском музее Онтарио
Привезя бывшую подпорку в свою студию в Лос-Анджелесе, Казанджян в течение нескольких месяцев изучал камень, а затем приступил к сложной и рискованной процедуре нарезки и огранки минерала.
Миллиметр за миллиметром снимал ювелир, придавая камню овальную форму, чтобы представить во всей красе уникальную шестиконечную звезду. При этом пришлось пожертвовать более чем 400 каратами минерала. После обработки квинслендская «Черная звезда» весила 733 карата и была размером с куриное яйцо.
Так, ювелир Гарри Казанджян разглядел сокровище в камне, девять лет подпиравшем дверь.
Продолжение следует…