Считал, что будущее театра – в углубленном психологическом реализме: Исаак Алиханян – первый армянский актер, удостоенный звания «Народный артист СССР» - RadioVan.fm

Онлайн

Считал, что будущее театра – в углубленном психологическом реализме: Исаак Алиханян – первый армянский актер, удостоенный звания «Народный артист СССР»

2021-01-21 23:01 , Немного О..., 326

Считал, что будущее театра – в углубленном психологическом реализме: Исаак Алиханян – первый армянский актер, удостоенный звания «Народный артист СССР»

Давно это было. В маленьком грузинском городе Душети, известным своим производством хинкали, резиденцией грузинских князей Эристовых-Арагвских и тем что его в 1829 году посещал Пушкин, 26 июля 1876 года родился Исаак Семенович Алиханян.

Родной город Исаака Алиханяна – грузинский Душети

Этому актеру было суждено работать на сценах тех городов Закавказья, которые через 40 лет станут столицами трех союзных республик – Армении, Грузии, Азербайджана.

По некоторым сведениям, актер играл в Баку с 1907 по 1909 год, но другие источники подтверждают, что Исаак уже играл на бакинской сцене в 19 лет – в 1897-ом. С 190-3-1906, 1906-1907 годах он выступал в Нор-Нахичеване (Ростове-на-Дону).

1910-1921 - выступал в Тбилисском государственном армянском драматическом театре. С 1955 года он был имени С. Шаумяна, и в 1991 году стал имени Петроса Адамяна.

Исаак Семенович Алиханян

Через год Исаак Алиханян перебирается в Ереван и становится один из основателей национального театра им. Габриэла Сундукяна в 1921 году.

Судя по всему, этому актеру было свойственно постоянное перемещение в пространстве. Прошел всего год, и он снова в Тифлисе. Так его притягивала сцена театра, основанного в 1858 году Геворком Чилингаровым. Именно здесь смог по-настоящему раскрыться актерский талант Исаака Степановича.

Искусствоведы писали об Алиханяне, что он был последователем психологической актерской школы, претворял в своем творчестве прогрессивные традиции армянского и русского театрального искусства. То было время зарождения школы психологии и человеческих отношений. Ее родоначальником был Гуго Мюстерберг. А основателем психологической актерской школы стал К.С. Станиславский, один из основателей МХАТа. Он считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. Константин Сергеевич, проводя театральную реформу, протестовал против ложного пафоса, декламации, казенщины. Станиславский мог посадить актера спиной к зрителю, провести сцену в полумраке. Эти новшества также приходят в Грузию, где мы можем по названиям тех пьес, где играл Исаак Алиханян, судить о связях русского, армянского и грузинских национальных театров.

Сегодня было бы очень интересно увидеть, как Алиханян играл князя Мышкина, Хлестакова в «Ревизоре», Федора Протасова в «Живом трупе» Толстого, Барона в пьесе «На дне» Горького, Платона Кречета в одноименной пьесе Корнейчука. Вместе с тем он прославился ролями Освальда в «Привидениях» Ибсена, Инока в спектакле «Старых богах» Шанта, Ашота Ерката в спектакле «Георг Марзпетуни» Мурацана. Сам он как режиссер поставил 26 пьес.

Мы видим, что актерская амплитуда его была огромной. За достижения в области театрального искусства он первым среди армянских актеров удостоился звания «Народный артист СССР». В 1923 году Исаак Семенович стал народным артистом Армянской ССР, в 1941 году народным артистом Грузинской ССР.

Ушел из жизни 15 марта 1946 года в Тбилиси. Сегодня одна из улиц этого города в армянском квартале Авлабар названа его именем.

Источник

Лента

Рекомендуем посмотреть