Искусствоведение и медицина имеют одну важную общую черту: обе дисциплины требуют внимательного наблюдения и некоторых умозаключений, что привлекает практиков, которые любят хорошие головоломки. В первой части публикации мы рассказали о трех шедеврах. Сегодня пополним этот список.
Загадочная смерть Поля Гогена
Когда постимпрессионист Поль Гоген скончался на Маркизских островах в 1903 году, он оставил четыре зуба в стеклянной банке и множество предположений о сифилисе как причине смерти. Возможность ответить на ряд оставшихся без ответа вопросов, связанных с его наследием, появилась в 2000 году. Тогда эти зубы были извлечены из запечатанного колодца неподалёку от бывшей хижины художника. Кэролайн Бойл-Тёрнер, специалист по Гогену, для начала хотела подтвердить, что они действительно принадлежали французу, а затем посмотреть, что можно узнать из них.
Поль Гоген. Автопортрет с мандолиной, 1889г
Во время круиза по южной части Тихого океана она случайно познакомилась с Уильямом Мюллером, одним из основателей Стоматологической антропологической ассоциации. Учёные начали совместное исследование, результаты которого были опубликованы в журнале «Антропология» в 2018 году. ДНК, извлеченную из зубов, сравнили с ДНК, полученной из захороненных останков отца художника, ранее обнаруженных в Чили, а также с образцом, предоставленным живым внуком Гогена. Результаты совпали. Тогда моляры проверили на наличие следов кадмия, ртути и мышьяка, которые были традиционным средством лечения сифилиса в те времена — и ничего не обнаружили.
Впрочем, это не обязательно значит, что Гоген не был сифилитиком. Это свидетельствует, что он не принимал такое лекарство, ну или не в той дозировке, которая оставляет следы.
Абстрактный взгляд Клода Моне
Художник-импрессионист Клод Моне создал свои близкие к абстрактным выразительные работы уже на закате карьеры. И в тематическом исследовании 2015 года, опубликованном в «Британском журнале общей практики», утверждается, что причиной инноваций было плохое зрение. После шестидесяти лет у Моне начала прогрессировать возрастная двусторонняя катаракта, которая приглушала краски окружающего мира. В 1913 году офтальмолог порекомендовал ему сделать операцию по удалению катаракты. Художник отказался, испугавшись неудачной операции на глазах у своей коллеги Мэри Кассат. Он велел наклеить на тюбики с краской этикетки, чтобы не ошибиться в выборе цвета.
Клод Моне. Японский мостик в Живерни, 1924г
Но спустя десятилетие Моне всё же согласился на вмешательство. И в 1923 году перед его обновлённым взором предстали истинные цвета картин, созданных до операции. Многие из них он уничтожил и после выздоровления вернулся к своей первоначальной цветовой палитре. «Послеоперационные работы Моне лишены ярких красок и импасто, — отмечает офтальмолог и автор статьи Анна Грюнер. — Поэтому маловероятно, что он умышленно перешёл к более абстрактному стилю в поздних работах. Это подкрепляет аргумент о том, что эти произведения стали результатом катаракты, а не сознательного экспериментирования с экспрессионизмом».
Метафизические галлюцинации Джорджо де Кирико
Что, помимо безграничного воображения, помогло итальянскому художнику XX века Джорджо де Кирико создавать метафизические образы, пронизывающие его загадочные полотна? В статье, опубликованной в 2003 году в журнале «Европейская неврология», утверждается, что ответом может быть височная эпилепсия. Это неврологическое состояние, которое в некоторых случаях вызывает сложные галлюцинации. В своей книге «Гебдомерос» (1929) сам де Кирико писал, что картины отражают его галлюцинаторные переживания. Это открытие озадачило врачей, которые попытались установить, были ли видения художника результатом мигрени с аурой или височной эпилепсии.
Джорджо де Кирико, «Метафизический автопортрет» (1919). Частная коллекция
В статье отмечается, что следствием мигрени у испытуемых обычно было нечёткое или деформированное зрение, что не характерно для работ де Кирико. Его совмещение нескольких реальностей больше похоже на сложные образы, возникающие при парциальных приступах. Тем не менее, автор исследования признаёт: хотя неврологические истории болезней художников могут нести дополнительную информацию, «в них зачастую отсутствуют важные клинические данные, поэтому окончательный диагноз остаётся спорным».
Аутоиммунная болезнь «дегенеративного» Пауля Клее
Последние пять лет жизни швейцарско-немецкого художника Пауля Клее были плодотворными. Он создал почти 2500 произведений искусства — четверть всего своего творчества. Но эта работа была для него наиболее физически изнурительной. Клее страдал от сочетания кожных заболеваний, язв, анемии и вздутия пищевода. При жизни ему не был поставлен окончательный диагноз, и спустя почти 40 лет после его смерти эти недуги заинтересовали молодого дерматолога-стажёра Ханса Сутера. Десятилетиями он реконструировал историю болезни художника, говорил с вдовой и единственным сыном Клее, изучал неопубликованные письма с описанием симптомов.
Пауль Клее. Письмо призрака, 1937г
Свои выводы Сутер обобщил в книге и статье, которые вышли в 2010 году. Он пришёл к выводу, что у Клее было редкое аутоиммунное заболевание — диффузный системный склероз. Хотя он, похоже, не повлиял на его художественный стиль. Но Сутер считает, что болезнь обострялась после определённых стрессовых событий в жизни абстракциониста. Это его увольнение с должности профессора в Дюссельдорфском колледже искусств, критические отзывы на авангардные работы и клеймо «дегенеративного» художника, навешенное нацистами.
Заглавная иллюстрация: Клод Моне. Сумерки, Венеция
По материалам artchive.