Вдоль северного побережья острова Кипр протянулась горная цепь Кириния. В живописной лесной долине ее западной части, которая получила название Пентадактилос (в переводе с греческого — «пять пальцев»), расположился армянский монастырь Святого Макариоса (Сурб Макар, Макараванк).
В сборнике «Армянский Кипр», изданном в 1936 году в Антилиасе (Ливан), мы находим слова сожаления по поводу некоторых туманных моментов истории этой обители. Тем не менее, не все кануло в Лету.
Гора Пентадактилос
Монастырь Святого Макариоса был основан коптскими монахами из Египта в XI веке (около 1000 года), во времена, когда Кипр входил в состав Византийской империи. Построили его в память Святого Макариоса, отшельника из Александрии. Что было дальше — достоверных сведений об этом нет: покинули ли спустя время копты монастырь, заселились ли армянские монахи на опустевшем месте или он был выкуплен у прежних владельцев? Исходя из самых ранних памятных заметок, «хишатакаранов», в какой-то момент до 1425 года, когда королем Иерусалима, Кипра и Киликийской Армении был Жан II де Лузиньян, монастырь был передан армянской общине. Случилось это, несмотря на то, что численность армян в этот период значительно уменьшилась вследствие нашествия османов на горную Киликию в 1424 году (правда, значительная роль армян в этом регионе от этого особо не пострадала).
Около 1616 года церковный деятель и историк Григор Даранагеци с восхищением отзывается о монастыре Сурб Макар: «В 1616 году я по собственной воле отрекся (от престола патриарха в Константинополе)… о нас вышел султанский указ, и мы отправились в Иерусалим, где отпраздновали две Пасхи. Затем на корабле отправились на Кипр, где побывали в монашеской пустыни, называемой монастырь Св. Макара. Он принадлежал коптам, а когда их численность сократилась, был отдан армянам. Там жили два монаха из нашей нации. Одного звали Хачатур, теперь он предводитель епархии в Джуге, другого — Вардан, он сейчас священник и в этом году (1618?) прибыл (в Иерусалим) увидеться с нами и вернулся в свой монастырь, где он служит настоятелем и где есть несколько старых богомольцев.
И мы вместе с нашим Даниэлом оставались там двенадцать месяцев, с большим удовольствием жили в покое и безопасности, в месте, всем обеспеченном, которое есть частица Рая на земле».
Вид на монастырь до турецкого вторжения на северный Кипр в 1974 году
Армяне продолжали сохранять контроль над Макараванком и принадлежащими ему землями под венецианским и османским владычеством Кипра. В 1642 году при султане Ибрагиме I монастырь даже был освобожден от налогов. Это освобождение было продлено в 1660 и 1791 годах. В период османского владычества монастырь был известен как Синий из-за ярко-синего цвета его дверей и оконных ставен. Он, сам будучи местом паломничества, также служил местом отдыха для путешествующих в Святую Землю.
Под сенью монастыря был создан ряд манускриптов, но школы как таковой здесь не сформировалось, поскольку он был пустынью для отшельников. Монах Товмас Балуци закончил здесь переписывать «Айсмавурк» (в переводе с древнеармянского «этот день»), проделав большую часть работы в Иерусалиме.
Правила жизни в Макараванке были очень суровыми. Было запрещено даже держать домашних животных: только петуха, чтобы он будил монахов для совершения положенных служб. Сорокадневный пост соблюдался особенно строго, не ели никаких продуктов, в которых могут завестись черви. По-видимому, испытания, которым подвергали себя монахи, были введены коптами, первыми хозяевами монастыря, которые следовали правилам воздержания самого Св. Макариоса.
Киликийский католикос Саак II и Петрос србазан в Макараванке по случаю открытия обелиска в память Мхитара Себастаци (1931 г. фото из сборника «Армянский Кипр»)
Долгое время в Макараванке отдыхали и лечились Киликийские католикосы и другие армянские священники из Киликии и Иерусалима, с которым он поддерживал тесные связи. Среди его гостей был и Мхитар Себастаци, будущий основатель Ордена мхитарстов. В 1695 году он восстанавливал здесь здоровье после перенесенной малярии.
В 1901 году учащиеся сиротского приюта под руководством Ваана Кюркджяна, известного под псевдонимом Бакуран, воздвигли памятный знак в честь пребывания Мхитара Себастаци и двухсотлетия Ордена мхитарстов. Они собрали груду камней на холме, который возвышается над долиной восточнее монастыря, и назвали его «холмом Мхитара».
Через 30 лет четверо бывших учеников заменили груду камней на отлитый из бетона обелиск, спроектированный местным архитектором Каро Бальяном. Монумент был открыт в 1931 году. На восточной его грани высечено четверостишие, связывающее холм, как «храм природы», и памятный обелиск с именем «лучезарного великого Мхитара».
Памятный знак в честь пребывания Мхитара Себастаци и двухсотлетия Ордена мхитарстов
В бутылку, захороненную у основания обелиска, была вложена записка. В ней указывалось среди прочего, что открытие памятника произошло в присутствии Киликийского католикоса Саака II и главы епархии архиепископа Петроса.
В 1734–1735 годах в монастыре провели восстановительные работы под руководством архимандрита Арутюна. Монастырь ремонтировался также в 1866, 1926, 1929, 1947–1949 и, наконец, в 1973 году.
По некоторым сведениям, последние монахи постоянно проживали здесь до 1800 года. После абдул-гамидовской резни в 1894–1896 годах и резни в Адане в 1909 году некоторые из беженцев получали убежище в Макараванке. Национальное училище-приют, которым в 1897–1904 годах руководил Ваан Кюркджяна, проводило летние занятия на территории монастыря. Он использовался в качестве школы вплоть до 1914 года. Здесь также отдыхали и устраивали летние лагеря армянские скауты и дети из училища Мелконян, многие из которых осиротели во время Геноцида. В 1917–1918 годах монастырь посещали бойцы-добровольцы из Армянского легиона, который проходил военную подготовку в Монарге на полуострове Карпас. До 1974 года многие семьи кипрских армян проводили в монастыре и окрестных домах выходные и праздничные дни.
До начала XX века в Макараванке хранились множество уникальных и бесценных манускриптов (старейший датировался 1202 годом, самый новый по времени — 1740-м), а также церковная утварь. Затем все это было в целях безопасности перевезено в Никосию. В 1947 году 56 манускриптов доставили в Киликийский католикосат в Антилиасе (Ливан), где с 1998 года они хранятся в музее «Киликия». Церковная утварь выставлена в резиденции епископа в Никосии. Однако иконы из часовни, в том числе икона Св. Макариоса, исчезли во время турецкого вторжения.
После турецкого вторжения летом 1974 года на территорию северного Кипра армянская община больше не могла удерживать Сурб Макар в своем владении. Следствие — монастырь был разграблен. В 1997–1998 и 2005 годах оккупационные власти намеревались превратить его в гостиницу, однако им пришлось отказаться от этого из-за протестов властей Кипра и Армении, Киликийского католикосата, Ватикана, ЮНЕСКО и Евросоюза.
В декабре 2006 года монастырь посетил Грант Динк, в июле 2008 года — Киликийский католикос Арам I. Благодаря представителю армянской общины в кипрском парламенте Варткесу Махдесяну при содействии местной епархии ААЦ и под надзором миротворческих сил ООН на Кипре с 6 мая 2007 года паломничества в Макараванк возобновились.
Макараванк — единственный армянский монастырь на северном Кипре (территория частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра). Вместе с церковью Святой Богородицы в Никосии является самым важным армянским церковным памятником.
Сегодня монастырь Макараванк находится в руинах и очень пострадал от рук вандалов.