На фотографии, выхватившей светлый момент музыкальной атмосферы, изображён дуэт скрипачки и пианистки — сестёр Анаит и Маро Аджемян. Известные в США своими интерпретациями стандартного классического репертуара и исполнением современной академической музыки, они родились в семье доктора Левона Аджемяна и пианистки Сирун Ерканян.
Маро и Анаит Аджемян, 1948 год
В начале 1920-х Левон и Сирун жили в Швейцарии. Там и родилась в 1922 году их старшая дочь Маро. Вскоре после рождения ребёнка супруги переехали в Нью-Йорк. На новом месте доктор Аджемян возобновил свою медицинскую практику, а его жена стала давать уроки музыки. В 1924-м родилась вторая дочь — Анаит.
С самого детства жизни Маро и Анаит были наполнены музыкой, а первым учителем музыки, конечно, стала их мать Сирун. Позднее Анаит вспоминала: «Хотя мой отец не был музыкантом, я всегда слышала, как он напевал шараканы, армянские духовные песнопения. Как и во многих иностранных семьях в Америке, мы были близки и наши этнические корни проявлялись на семейных встречах и общественных мероприятиях». А ещё Анаит признавалась, что с детства мечтала стать скрипачкой и никогда не сомневалась в этом своём желании.
Маро и Анаит учились в Институте музыкального искусства. Впоследствии он будет называться Джульярдской школой и станет известен как одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки. Маро окончила класс фортепиано, а Анаит — класс скрипки.
Листовка с приглашением на дебютный концерт Анаит
В 1946 году Анаит победила на престижном конкурсе исполнителей академической музыки Фонда Вальтера Наумбурга. В ноябре того же года состоялся её дебютный концерт в нью-йоркской Ратуше. Музыкальная карьера Маро тоже шла в гору, к тому времени она уже была признанным исполнителем. В 1942-м Маро вместе с Джульярдским оркестром впервые в США исполнила фортепианный концерт Арама Хачатуряна (концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 38). В дальнейшем она заинтересуется исполнением произведений современных композиторов, среди которых был тогда малоизвестный композитор армянского происхождения Алан Хованесс. Анаит тоже интересовалась современной музыкой. Дуэт двух сестёр-музыкантов был неизбежен, и спустя время он приобрёл широкую известность. Они исполняли произведения Джона Кейджа, Генри Коуэлла, Лу Харрисона, Эрнста Кшенека и Уоллингфорда Риггера.
Маро и Анаит с композитором Аланом Хованессом, начало 1950-х
В конце 1940-х и 1950-х годах сёстры ездили с гастролями по Соединенным Штатам, Канаде и Европе. Их сопровождали положительные отзывы критиков и аплодисменты зрителей. В 1952 году Маро и Анаит получили награду Laurel Leaf Award от Американского союза композиторов — они стали первыми музыкантами, удостоенными этой чести. А в 1964-м сёстры были первыми, кто исполнил сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано на телевидении (KQED в Сан-Франциско, для Национальной образовательной телевизионной сети).
Анаит и её муж Джордж Авакян — джазовый продюсер, работавший с Луи Армстронгом и Майлзом Дэвисом
В 1965 году к Анаит Аджемян и скрипачу Мэттью Раймонди обратился композитор Гюнтер Шуллер и попросил их помочь в создании струнного квартета для представления новых произведений молодых американских композиторов в Карнеги-холле. Созданный струнный квартет быстро завоевал известность своими выступлениями и популяризацией новой музыки. В его состав вошли две скрипки — Мэттью Раймонди и Анаит Аджемян, альтист Бернард Заслав и виолончелист Сеймур Бараб. Квартет, просуществовавший до начала 1990-х, гастролировал с успехом не только по США, но и по всему миру и выступал в таких странах, как Китай, Индия и Сьерра-Леоне.
Дуэту сестёр Аджемян положила конец смерть Маро в 1978 году. Анаит продолжала выступать и преподавать на факультете Колумбийского университета до 2000-х. Она пережила свою сестру на долгих 38 лет. Анаит не стало в 2016 году.