Наверняка многие из вас, рассматривая картину гения Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего «Перепись в Вифлееме», задавались вопросом: "Как такое может быть, чтобы Вифлеем был засыпан снегом?". Какие цели преследовал гениальный мастер живописи, что хотел сказать зрителю своим необыкновенным произведением?
Евангельский сюжет о Рождестве Христовом
И, так как евангелисты сошлись на том, что местом рождения Христа является Вифлеем, они и указали в священном писании именно этот город, поскольку он был назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно писанию, Иосиф и Мария, подчиняясь указу римского императора Августа, и отправились из Назарета в Вифлеем, где проходила перепись населения. Указ императора гласил, что каждому иудею необходимо вернуться в город, где родился, для регистрации. Потому законопослушный плотник и отправился в довольно опасную – из-за сроков беременности Марии – дорогу. Каждый день был на счету, так как Мария вот-вот должна была родить ребёнка. И родила... Согласно священному писанию, Мессия появился на свет именно в Вифлееме.
На эту тему Рождества написано множество прекрасных картин, причем сюжетная линия, как правило, была одной и той же: Святая Земля, Святое Семейство, ангелы, ясли, животные и прочие атрибуты … При всем при этом изображалось все очень величаво, торжественно и благородно.
А вот нидерландский художник 16 века Питер Брейгель Старший абсолютно по-иному посмотрел на евангельский сюжет и создал произведение в свойственной ему живописной манере. И теперь, спустя века, мы можем созерцать Рождественский сюжет, исполненный на зимний лад - a la Нидерланды.
«Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля
Питер Брейгель Старший. «Перепись в Вифлееме». 1566 год. Дерево, масло. 116х164,5 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Знаменитое свое произведение, основанное на евангельском сюжете, Питер Брейгель создал в 1566 году, главной темой которого художник показал жизнь и быт нидерландского народа в социальном аспекте. Эта картина и явилась ярким примером того, как старые мастера нередко использовали евангельские тексты, мастерски приспосабливая их к реалиям своего времени.
К слову сказать, время создания «Переписи в Вифлееме» совпадает со временем начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Именно, начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в этом русле и в самой прямой связи с этими историческими событиями. Все его работы этого периода впечатляют сознанием достоверности происходящего, а евангельский сюжет, по существу, служит лишь маскировкой.
«Перепись в Вифлееме». Мария и Иосиф. Фрагмент.
И, что любопытно, Брейгель - не был бы Брейгелем, если бы не использовал оригинальную трактовку сюжета и его главных персонажей. Святое Семейство он буквально растворил среди толпы, явившейся к постоялому двору. И только одна деталь выступает связующим звеном с евангельским сюжетом – это ослик, на котором едет Мария и вол, идущий рядом.
Поэтому, невзирая на то, что художник на своей картине изобразил участие в "переписи" Иосифа и Марии достаточно символически, он весьма убедительно подчеркнул факт присутствия Иисуса здесь и сейчас, показав, что "Христос среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас".
Что на самом деле изображено на картине
«Перепись в Вифлееме». Герб Габсбургов. Фрагмент.
Брейгель эту историю использовал, чтобы передать суть того произвола, который чинили в нидерландских городах и деревнях местные власти. В качестве символа этой власти художник показал герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в ту пору в Нидерландах Филипп II Испанский. Он поместил его на стене дома, под крышей которого идет вовсе не перепись...
По общему мнению историков, под видом "переписи в Вифлееме" художник в иносказательной форме изобразил сбор налога испанцами с жителей небольшого нидерландского городка. В качестве фона мастер использовал типичный для Нидерландов пейзаж: небольшое селение, засыпанное снегом, характерной особенностью ландшафта которого, является холмистая местность, часто используемая мастером в его творчестве.
«Перепись в Вифлееме». Строительство сарая. Фрагмент.
Так, нидерландское селение изображено снежной зимой, чего, разумеется, в реальном Вифлееме не бывает. Точка зрения, с которой зритель видит происходящее, расположена достаточно высоко, как будто бы художник писал свою картину, глядя из чердачного окна какого-то сооружения, буквально выхватив мгновенный ракурс. Линия горизонта - высокая, что позволило ему показать на картинной плоскости огромное количество персонажей, деталей и различных действий.
«Перепись в Вифлееме». Забой свиньи. Фрагмент.
Зимний день близится к концу — красное солнце катится к линии горизонта, и лишь слегка просматривается из-за ветвей дерева в центральной части полотна. По всей вероятности, события происходят в декабре месяце - косвенным указанием на это является фрагмент в левом нижнем углу картины, где мужчина режет свинью. Обычно в Нидерландах это случалось в декабре. Приготовленные снопы соломы свидетельствуют о том, что на них свинью будут опалять. Эта идея неоднократно встречается в картинах Брейгеля. К примеру, именно этим занимаются персонажи на картине «Охотники на снегу».
«Перепись в Вифлееме». Сбор налогов. Фрагмент.
Далее, рассматривая левую часть картины, видим, что у дверей постоялого двора собралась плотная толпа горожан. В глубине строения просматриваются столы, за которыми хозяйничают чиновники, обложенные налоговыми книгами. Как уже говорилось выше, хотя произведение Брейгеля и носит название «перепись», действия чиновников - представляет собой не что иное, как сбор налогов.
В центре полотна зритель видит ничем не примечательную пару: Он, идущий впереди, с плотницкой пилой на плече и Она — верхом на осле. Это и есть Святое Семейство, которое направляется к постоялому двору. Что любопытно, художник изобразил их совершенно обыкновенными людьми, без нимбов и ангелочков, как принято в иконографии. Тем не менее, именно благодаря этим персонажам развивается идея и сюжетная линия полотна. А дополняют и определяют замысел художника - осёл, который везёт Марию, а также вол, идущий рядом. По большому счету лишь эти животные и являются связующим звеном между событиями, отраженными на полотне, и евангельским сюжетом. Ведь именно этим животным надлежало присутствовать при рождении младенца Иисуса.
«Перепись в Вифлееме». Мария и Иосиф. Фрагмент.
А еще, присмотревшись, видим, что относительно Марии, Иосиф является второстепенной фигурой и изображён художником со спины, за широкополой шляпой, необычной для жителей северных широт, мы не можем рассмотреть его лица. Да и сама Мария малоприметна, она изображена в темных покровах, которые также несвойственны традиционным нидерландским одеяниям, что и выделяет ее на фоне других женщин.
«Перепись в Вифлееме». Замёрзший водоём. Фрагмент.
Ну, а по сути, картина Брейгеля представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого нидерландского городка зимой. А белый снег и лед символизируют обновление, будущие радости, начало чего-то нового.
«Перепись в Вифлееме». Забой свиньи. Фрагмент.
На полотне прослеживается много динамики и движения. Маленький городок живет своими заботами, радостями, буднями и праздниками. Мы видим, в общем, сплошной чисто брейгелевский быт: люди заняты своими повседневными делами: строительством хозпостроек, сбором хвороста, домашней работой. Хозяева суетятся, готовясь к Рождеству.... Ребятня увлеченно играет и катается на льду.
«Перепись в Вифлееме». Фрагмент.
И, наконец, хотелось бы отметить, что в целом, эта работа прекрасно иллюстрирует зрелую манеру живописца, которая отличается от более ранней, а именно: схематично выписанными лицами людей, вынесением главных героев (Иосифа и Марии) на "обочину" повествования, нежеланием приукрашивать своих персонажей. А, что касается технической стороны, мы видим четкий контурный рисунок, яркую выразительность образов, "звучность" цветовой палитры, пространственную широту и глубину композиции, и тончайшее ощущение тонального единства.
По материалам kulturologia.