Удивительная легенда связана с «Прощальной симфонией» Йозефа Гайдна. Еще более удивительно то, какое впечатление производит это произведение на слушателей, которые никак не ожидают такого необычного финала. В чем же тайна Симфонии № 45 Йозефа Гайдна и почему она называется «Прощальная»? Прекрасная и понятная музыка Великого венского классика, которая завораживает и захватывает с первых тактов, придется по душе каждому, а ее история создания надолго оставит след в сердце слушателя.
История создания «Прощальной симфонии»
Только представьте себе, что вы оказались в такой непростой ситуации: ваш работодатель держит вас на службе уже больше положенного времени и не понимает никаких намеков на то, что вы хотите домой. В наши дни такое невозможно вообразить, а вот несколько веков назад – запросто. В такой неприятной ситуации оказался великий австрийский композитор Йозеф Гайдн и его музыканты.
Конечно, первая мысль, которая возникнет у любого – это кто же мог так держать композитора, чье имя прославило свою страну на весь мир? К сожалению, во времена Гайдна у музыкантов было зависимое положение и они, несмотря на свою известность, числились при дворцах знатных особ на уровне прислуги. Так князь Эстерхази, у которого композитор прослужил около 30 лет, относился к нему как к слуге.
Великому венскому классику запрещалось выезжать без согласия за пределы дворца, а все написанные за это время шедевры принадлежали только князю. Обязанности Й. Гайдна были безграничные, он должен был руководить капеллой при дворце, исполнять музыку по прихоти князя, обучать оркестрантов, нести ответственность за все нотные материалы и инструменты, и, наконец, писать симфонии, оперы по требованию Н. Эстерхази. Иногда, он давал на сочинение очередного шедевра всего один день! Но во всем этом были и плюсы для музыканта. Он мог в любое время в живом исполнении прослушивать свои шедевры и оттачивать их, как мастер работает над драгоценным камнем. Но иногда, случались и такие ситуации, когда Гайдн вынужден был применить весь свой талант и смекалку, чтобы помочь себе и своим музыкантам.
Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «Прощальная симфония». Только представьте, князь Эстергази со своими гостями собрался в зале слушать очередной шедевр великого маэстро, но вместо привычной веселой музыки ему представили печальную и медленную музыку. Прошла первая, вторая, третья и четвертая часть, казалось бы, сейчас будет финал, но нет! Начинается пятая часть и тут музыканты один за одним встают, гасят свечи на пюпитрах и молча уходят из зала. Реакцию слушателей можно предугадать. Так, на сцене остается лишь два скрипача, партию одного из них исполняет сам Гайдн и мелодия их становится все печальнее, пока не стихает вовсе. Оставшиеся музыканты в темноте также уходят со сцены. Намек своего капельмейстера князь Эстергази понял и велел всем собираться для переезда в Эйзенштадт.
Интересные факты
◆ Необычность Симфонии № 45 Гайдна обусловлена также и выбором тонального плана. Фа-диез минор очень редко использовался в те времена композиторами и музыкантами. Также нечасто можно было встретить и одноименный мажор, в котором звучит финал симфонии.
◆ Дополнительное адажио, звучащее в финале произведения, иногда называют пятой частью цикла. Впрочем, настоящие пятичастные циклы в его творчестве встречаются – это симфония «Полдень». Также Гайдн сочинял и трехчастные произведения, но это было лишь в начале творческого пути.
◆ Некоторые симфонии Гайдна программные. Так, у него есть симфонические циклы с названием «Медведь», «Курица». В симфонии «Сюрприз» в средней части внезапно раздается удар, после чего музыка снова продолжается вполне спокойно и неторопливо. Считается, что подобной выходкой Гайдн решил немного «расшевелить» слишком чопорную английскую публику.
◆ Служа в капелле у князя Эстерхази, Гайдн вынужден был одеваться строго по установленному образцу. Так, в контракте была оговорена специальная форма одежды.
◆ Согласно воспоминаниям многих современников, в 1799 году после премьеры «Прощальной симфонии» в Лейпциге, после финала зрители уходили из зала притихшие и растроганные, что было очень несвойственно в то время. Такое сильно впечатление произвело на них произведение.
◆ Мало кто знает, но есть и другие версии, почему Симфония № 45 Гайдна называется «Прощальная». Есть легенда, что князь Эстерхази задумал распустить всю капеллу, что оставило бы музыкантов без средств. Еще одна версия указывает на то, что это произведение символизирует прощание с жизнью. Выдвинуто это предположение было исследователями в XIX веке. Примечательно, что в самой рукописи вовсе нет никакого названия.
◆ В настоящее время «Прощальная симфония» исполняется так, как ее и задумывал Гайдн. В финале музыканты один из одним покидают свои места. Иногда сцену покидает и сам дирижер.
◆ На самом деле, лишь малая часть симфоний Гайдна имеет свою программу: «Утро», «Полдень», «Вечер». Именно этим произведениям дал название сам композитор. Остальные же наименования принадлежат слушателям и выражают общий характер симфонии или особенности оркестровки. Примечательно, что сам Гайдн предпочитал не комментировать образное содержание произведений.
◆ Примечательно, что в период 60-70х годов у Гайдна появляется ряд минорных симфоний: № 39, 44, 45, 49.
Содержание
Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.
Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн», которым украшает главную партию.
Третья часть – это менуэт, но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.
Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и альт. Наконец, две скрипки, которые исполняют тему с сурдинами, трогательно и тревожно доигрывают свои партии, также удаляясь из зала.
P. S.
Йозефом Гайдном написано более огромное количество произведений, и его по праву называют «отцом» симфоний и квартетов, но история Симфонии № 45 до сих пор удивляет и восхищает. Великий венский классик был не только талантливым композитором, но и невероятно добрым и чутким человеком, что и отразилось в его прекрасной музыке.
В публикации использованы материалы Sountimes.