У большинства людей имя Ивана (Ованнеса) Айвазовского ассоциируется с картинами на морскую тематику, но истинные ценители творчества художника знают, что он писал не только марины. Его зимние пейзажи заслуживают отдельного внимания.
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1874 г.
О том, каковы были отношения родившегося и выросшего в Крыму Айвазовского с петербургскими морозами, свидетельствует рапорт, который президенту Академии художеств Алексею Оленину отправил штаб-лекарь Академии Оверлах:
«Академист Айвазовский, ехавши водой и занимавшись на судне рисованием, заболел простудною лихорадкою и вступил в академический лазарет 28-го июля сего года. По употреблении соответствующих сей болезни средств, он скоро выздоровел от оной, но объявляя мне, что вследствие помянутой простуды снова страдает от старого недуга своего, он просил меня дозволить ему оставаться еще на некоторое время в лазарете, в чем я ему отказать не мог потому, что хождение по лестницам всегда оказывалось вредным для здоровья его. Академист Айвазовский быв переведен несколько лет пред сим в Санкт-Петербург из южного края России и именно из Крыма, с самого начала пребывания его здесь всегда чувствовал себя нездоровым и многократно уже пользуем был мною в академическом лазарете, страдая, как прежде сего, так и ныне, грудною болью, сухим кашлем, одышкою при восхождении по лестницам и сильным биением сердца...».
В Петербурге Айвазовский встретился не только с суровым климатом. В сентябре 1836-го, за три месяца до своей гибели, на выставку в Академию художеств заглянул Пушкин. Там ему представили одного из талантливейших учеников, чьи работы как раз были на выставке, - 19-летнего Айвазовского.
Забавно, что во время короткой, длившейся пару минут беседы Пушкин успел поинтересоваться у Айвазовского не мёрзнет ли он.
«Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере», - писал маринист в одном из писем 60 лет спустя.
Иван Айазовский. Ледорубы на замерзшей Неве в Санкт-Петербурге, 1877г
Чтобы передать «суровое дыхание» зимы, художник использовал синие, серые, розовые, небесно-голубые оттенки. При взгляде на некоторые полотна, кажется, что вот-вот подует ветер, или послышится шум деревьев.
Да, Айвазовский не любил холод. И обожал писать море, но тем не менее, его зимние пейзажи завораживающе прекрасны.
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж 1876г .Частная коллекция.
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж, 1875г. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Зима. 1895г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Иван Айвазовский. Чумаки в Малороссии. 1850-е - 1860-е. Русский музей
Иван Айвазовский. Зима в Украине. 1874г. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж. 1856г. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Телега с волами зимой. 1866г. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Зимний обоз в пути. 1857г. Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник
И. Айвазовский. Исаакиевский собор в морозный день. 1891г. Частная коллекция